Интервью журналу «ТЮНИНГ АВТО&МОТО»

Некоторое время назад в лучах славы купалась группа «Восток», отдельные композиции которой и ныне звучат в радиоэфире. Потом, как водится, концерты, съемки клипов и творческий рост. Потом — раскол коллектива, но с последующим накоплением сил и музыкального материала. В данное время группа переживает второе рождение и готовится к выпуску нового альбома, развивая собственный стиль, восходящий к творчеству таких скандинавских групп как Ace of Base и Yaki-Da. Бессменным лидером «Востока» по-прежнему остается Геннадий Филиппов. С ним беседует наш корреспондент Егор Карпунин.

Тюнинг.Авто&Мото: Журнал наш весьма острой авто-мото-направленности, поэтому и вопросы будут соответствующего толка, не возражаете?

Геннадий Филиппов: Ничуть, но как собеседник на эту тему я не представляю интереса — я не водитель, и за руль даже не садился. Классе в пятом я решил оседлать мотороллер «Вятка» и на абсолютно ровной огромной поляне нашел единственную сосну…

Т: С тех пор с водительским мастерством покончено в зачатках?

Г.Ф: Абсолютно, но как пассажир я проездил очень много и опытного водителя чувствую сразу. Пять раз я попадал в аварии, что еще более укрепляло мысль о моей неуместности за рулем. Руками с железом я тоже сладить не могу — все валится и портится мигом.. Так что я весь в музыке, а вот Лариса (солистка группа «Восток») талантливый и прирожденный водитель.

Т: А в случае крайней необходимости вы смогли бы самостоятельно поехать на автомобиле?

Г.Ф: Стопроцентно не уверен, но думаю … Много раз меня пытались вовлечь в азартную игру со скоростью, но тщетно. Даже Лариса этого не смогла сделать. Хотя она получила права очень давно и всю жизнь мечтала о хорошей машине. У нее были всяческого рода «Жигули», но первым приобретением с первых же доходов стал автомобиль. Даже когда я предлагал улучшить жилищные условия, она сказала, что лучше будет спать в автомобиле. Предпочтения в марках — второй подряд автомобиль «Ауди». Даже сейчас при разговоре о приобретении нового автомобиля, когда многие знакомые советуют какие-то компактные женские модели, я уверен, что ее взгляды прикованы к большим скоростным машинам. Да и наши коллеги отмечают у Ларисы врожденное чувство габарита и умение ориентироваться в транспортной обстановке. А я — весь в музыке.

Т: Допустим, вы с Ларисой выбираете новый автомобиль полюбившейся марки. Рядом стоят как машины серийные, так и тюнингованные — с улучшенными характеристиками, измененным внешним видом и отделкой. Какой автомобиль она предпочтет?

Г.Ф: Однозначно — стандартной комплектации. Причем — сразу не купит, а устроит вдумчивый анализ. Посоветуется со всеми друзьями, родственниками, особенно — с теми, кто в состоянии отремонтировать автомобиль самостоятельно. Несомненно, ее внимание привлекут и всяческие спойлеры, и красивые выпускные трубы. Но здравое и рациональное начало побеждает — куплен будет именно стандартный вариант.

Т: То есть, говоря современным языком, консумация от автомобилизма не пройдет?

Г.Ф: Однозначно!

Т: Помогает ли это качество в музыкальной деятельности?

Г.Ф: Процентах в 70 случаев — железно. Но вообще — лидером группы являюсь я, и решения коллегиального толка в профессиональной деятельности я не люблю. Опять возвращаться к худсоветам — это бред…

Т: А начинали вы наверняка во времена худсоветов?

Г.Ф: Да. С ранней юности худсоветы браковали все, что я сочинял. Но один сильный в советские времена администратор сделал так, что песню «Малая земля» Александры Пахмутовой мы сыграли во главе программы, а потом — 20 песен моего сочинения. Естественно, для брежневских времен это был правильный шаг и худсовет был пройден. И совет мудрый, и фамилия администратора была прямо сказочная — Черномор.

Т: С позиций вашего музыкального опыта сразу ясно, в каких проектах решающую роль играют деньги, таланты, а то и просто стечения обстоятельств.

Г.Ф: Безусловно, хоть и до лиц опускаться не будем. Обидно, что столь очевидный вопрос задает сотрудник автомобильного журнала, а не музыкальный критик. Хотелось бы, чтобы побеждал талант, а есть там деньги или нет… Соревнуясь с бездарью просто работаешь в другой системе координат.

Т: Какое ощущение было в момент начала жесткой ротации ваших песен по радио — радости, эйфории…

Г.Ф: Скажу проще — ощущение счастья! Долго шли к этому — через множество проектов и откатов. И в 96 году нас оценил продюсер Александр Толмацкий — единственный российский продюсер. Отношения мы не поддерживаем, хотя расстались мирно. Правда — это совпало с пресловутым 98 годом…Дефлоты, кризисы всяческие. Все равно — у нас не было взаимной озлобленности. А я считаю, что при всем его внутриутробном пафосе он гениальный продюсер. Это просто роковое недоразумение.

Т: Считаете ли вы возможным повторить, закрепить или приумножить былой успех на сей раз?

Г.Ф: Я весьма критически оцениваю шансы, так что слово «закрепить» наиболее уместно для группы «Восток» сейчас. То, что люди нас не забыли за четыре года, это приятно. Тогда мы слишком много красивых песен не донесли до слушателей. Сверхзадач я пока не ставлю.

Т: Как вы считаете, проще представить материал из ранее не опубликованного, переосмысленный на современный лад, или выпустить принципиально новые работы?

Г.Ф: Хороший вопрос — вопрос наших текущих раздумий! Есть три концепции — переосмысление старого, выпуск нового и англоязычные композиции, мелодичные и международные. Все в целом — большой компромисс, который и предстоит решить мне. И нашим компаньонам — Академии танцевальной музыки. На пробу сделали ремикс — не уверены, то это самый правильный ход. Фанаты до сих пор пишут нам письма и ждут новых релизов.

Т: Вы были пионерами нордического саунда на нашей эстраде, будете ли придерживаться этого же течения или смените направление?

Г.Ф: Сам-то по себе нордический саунд даже в творчестве шведских групп особой этники не предполагает — скорее, это шведский подход к музыке в целом. Мелодичность — основополагающая часть музыки. А шведы или русские — для мелодичного попа это не важно. Люди, знакомые с нашим творчеством, безошибочно узнают стиль группы «Восток» среди всего, как вы говорите, нордического саунда по первым аккордам.

Т: Некоторые композиторы охотно сотрудничают с прочими группами или пишут просто безадресные песни, считаете ли вы себя автором своего состава?

Г.Ф: Безусловно, но не для того, чтобы нажиться на музыкальном материале. Я себя считаю композитором, способным работать в разных стилях — слишком много мелодий, я просто захлебываюсь от их обилия. Я хотел бы, чтобы мои песни исполняли и другие артисты не для роста моей популярности. В решающей степени я слышу в голове больше женских голосов, нежели мужских, и это не только в привязке к своему составу.

Т: А как вы начинали и какие группы с вашим участием знакомы более зрелым слушателям?

Г.Ф: Боюсь, я не сильно известен. Первый юношеский опыт — группа «Коллапс», принимал я участие и в группе «Зодчие», далее — была известная, но не очень популярная группа «Макси», ставшая потом «Нью-макси», потом шведский этап, потом — американский. Из американского «East Meets West» Толмацкий выбрал только слово «Восток», американцы были отодвинуты…

Т: Названия то в большей степени роковые, нежели попсовые, легко ли рок-музыканту было формировать поп-группу нордического саунда?

Г.Ф: С годами приходит опыт. Мелодика важна и в роке, и в новой волне. Да и простые эстрадные песни с хорошими мелодиями — это здорово. Я стараюсь придерживаться этого принципа и все.

Т: Назовите своих героев в роке.

Г.Ф: О, их было много! Всегда любил рок-н-ролльные группы Sweet и Status Quo, а Doors — это просто часть меня, часть моей юности. Но не совсем правы те, кто пытается переносить то время в теперешнее. Если бы покойный Джим Моррисон был жив сейчас, он сильно изменился бы, как менялись и «Битлз». Да, есть мастодонты — Deep Purple, Led Zeppelin и Nazareth — хорошие группы, но и они менялись, а суть при этом оставалась прежней. Любовь к Led Zeppelin пришла с годами, я их полюбил больше, чем Uriah Heep и Deep Purple. Блюзовый вокал становится доступен в определенном возрасте. А первые песни, с которых началась моя тотальная любовь к поп-музыке — это «Yesterday» и «Obladi-Oblada»!

Т: Вопрос ребром — 11 апреля исполняется 50 лет рок-н-ролла, именно в этот день прозвучал мега манифест ХХ столетия «Rock around the clock» в исполнении Билла Хейли. Праздновать будете?

Г.Ф: Думаю что нет — не хочу никого обидеть, но фанатом рок-н-ролла первой волны я себя не считаю. Более я склонен к творчеству «Битлз», хотя их первый хит — это «Rock’n’Roll music» Чака Берри. Именно битлов я назвал бы основателями поп-музыки, они сплавили воедино рок и вокал, получился свой стиль. А вообще рок-н-ролл не мертв, другое дело, что в этом стиле перевелись таланты…Особенно, в нашей стране. Русский рок может существовать как некий симбиоз бардовской песни, костровых напевов и протеста. В России важен текст. Основа рока — слаженная работа ритм-секции и его интернациональные корни почему-то в России не прижились. Очень жаль, что рок в нашей стране пошел именно по пути высокого технического профессионализма, а все больше по кострово-бардовским тенденциям. Хромают и мелодийная основа, и драйв, и без таланта не обойтись.

Т: В автопроме существуют производители и тюнинговые фирмы. От качества их альянса зависит сбыт продукции. В Музыке есть сочинители мелодий и аранжировщики -параллели налицо. От качества их альянса зависит судьба музыкальных релизов. На какой основе должен строиться этот альянс?

Г.Ф: Больная тема, очень больная тема. Я аранжировок не делаю, а четыре года назад от меня к Пугачевой и Киркорову ушел Артур Аким. Мы проработали 10 лет, с ним я забыл, что такое тюнинг. Я кидал ему мелодию и получалось именно то, что я хотел услышать. Одна из причин нашего долгого молчания — поиски аранжировщика, способного так же работать со мной. Такие люди, пусть и не столь гениальные, нашлись. Их трое, и каждый по-своему талантлив. Может быть, они еще не мастера экстра-класса, но меня они удовлетовряют.

Т: Какой вопрос вы с удовольствием задали бы себе сами и каков был бы ответ на него?

Г.Ф: Геннадий, как вам удается создавать такие гениальные мелодии? Шутка конечно, а ответил бы, скромно посмотрев в пол: «-Не знаю»

Т: Спасибо!

Источник: журнал «Тюнинг авто&мото», №2 , 2004г.»