По следам Сочинской конференции

Всем добрый день! Март месяц на дворе, пришло время следующей записи в блоге. Естественно начну с результатов поездки в Сочи. В этом году приезжала большая группа людей из Казани, что уже приятно. Конференция развивается, и о ней узнают не только опытные диск-жокеи, но и новые промоутеры, даже клабберы поехали просто посмотреть. Последний раз я был на конференции 2 года назад, и на первый взгляд коренных изменений не произошло. Темы лекций и докладов, к сожалению, не изменились: сократилось их время и количество. Но по-прежнему событие остается уникальным в своем роде, оно развивается, и с каждым годом будет становиться все профессиональнее, я надеюсь. Пользуясь случаем хотел бы поблагодарить организаторов, потому что дело сложное, спонсоров под это дело найти практически нереально. Вот Миллер уже который год их поддерживает, но я знаю, что только спустя 4 года они вышли на уровень окупаемости мероприятия.

Понравилось что диджеи, как попсовые, так и тематичные — все ходили на лекции, знакомились, общались. Я познакомился с Филом, Denis A, Ригой, пообщался со всеми старыми знакомыми, в том числе и с Фонрем, Градом, Mike Spirit’ом, Аркадием Air’ом.

Ночная программа тоже проходила довольно весело: мы посещали по 2-3 клуба за ночь, наиболее интересным было, конечно же, открытие. Это была первая вечеринка в клубе «Восьмое небо», которую представляло московское кафе «Техника молодежи». Dj Grad и DJ Rust играли своего рода «солянку» из хитов 80-90-ых, но не Boney M и Modern Talking, а именно фанк, диско в оригинале. Было очень весело, так как работал всего один клуб и все собрались в одном месте. Дальше уже каждую ночь эта толпа разбегалась по разным клубам. И в «Платформе» музыка была интересная, и в новом клубе (рассчитанном на 800-1000 человек).

Перейдем к дневной программе. Не хочу хвастаться, но мое выступление с ростовским промоутером назвали одним из самых интересных, видимо тема была очень актуальной. Проблема развития музыкальной культуры в регионах и вообще в России, проблема отсутствия диск-жокеев как личностей в России, отсутствие PR танцевальной культуры и как следствие, слабо развитая клубная культура в регионах. Аудиторию мне выделили человек на 30, по времени было отведено 45 минут, но обсуждение затянулось на 2,5 часа. Набралось порядка 70 человек, большая часть людей стояла, потому что вопросы, затронутые в лекции, волновали всех. Это и размер гонораров российских диск-жокеев, и продвижение собственного имени, и однобокость музыкальной культуры в клубах, и их ценовая политика – все это обсуждалось, потому что на эту лекцию пришли владельцы клубов со всей России. Очень долго спорили, возможно это тема отдельного блога.

Москва и Питер слабо пропагандируют клубную культуру: мало радиостанций, нет ни одного телеканала, который рассказывал бы о рейвах, танцевальной музыке, не выпускается достаточное количество компакт-дисков (ни с западными, ни с российскими музыкантами). Влияние интернет-порталов пока очень слабое. Я показал на примере радио «Record», как можно продвигать бренды. Если люди не идут на музыку и имена диск-жокеев в России, то они охотно идут на бренды. Так происходит в принципе и на Западе. Всем промоутерам, диск-жокеям, которые не могут продвинуть свою музыку, такой путь развития мог бы помочь. Пиратская станция тоже не сразу стала собирать по 25 тысяч человек. Резников (Рекорд, ныне продюсер MTV-Russia) рассказывал, что на Украине в прошлом году в первый раз проходила Пиратская станция и на радио Kiss FM (самое популярное у них на сегодняшний день) в течение недели до Пиратской станции круглосуточно играли drun&bass. Можете себе представить, человек едет в автобусе, такси и на федеральной станции круглые сутки играют драм? Даже Резников сказал, что они не могут себе такого позволить в Питере. На Украине проходит много больших рейвов, регулярно приезжают Tiesto, Pete Tong, Carl Cox и др. Не знаю, с чем это связано. Возможно, нестабильная политическая и экономическая ситуация вынуждает правительство «закрывать глаза» на подобные акции, в то время как у нас все стремятся в первую очередь запретить. Не дай Бог там будут пить, принимать наркотики  и так далее… Опять же Резников говорил, что в Питере очень плохо обстоят дела с рейв-культурой. Все рейвы вынесены за пределы города, запретили продавать пиво на рейвах, хотя на рок-концертах почему-то разрешено. Видимо проще запретить, чем понять эту культуру и пытаться работать вместе с молодежью. Во всем мире происходит наоборот. На Пиратской станции этого года собралось порядка 50 тысяч человек. Я познакомился с человеком, который занимается франшизой этого бренда в России. Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы совместно со Стритбит Парадом (а может и вместо) провести это мероприятие у нас. Там очень непростые условия. Они требуют привезти, по меньшей мере, 3 хедлайнеров и выставить большой объем ТВ и радио рекламы. Они предлагают сделать «Пиратский клуб» – своего рода пре-пати, чтобы посмотреть, как народ вообще реагирует на drum&bass в Казани.

В отличие от Питера, в Москве каждый сам за себя. В Питере Record продвигал сначала свой бренд, а потом уже бренды диск-жокеев. Допустим, обязательное условие для всех организаторов «Пиратской станции» – присутствие Dj Гвоздя, потому что идея создания этого бренда принадлежит именно ему. А в Москве бренды как появляются, так и исчезают. Например, проект Now&Wow, в котором участвовали Mike Spirit и Владимир Трапездников (Dj Volodya). Существовал два-три года, а затем почему-то распался. Что-то не поделили, даже не они сами, а их друзья; в итоге музыка оказалась «на обочине», пострадал бренд. Так же и с остальными. Это проблема Москвы, москвичей. У нас есть Renaissdance, Solaris, который знают далеко за пределами Татарстана. Но в Казани не знают постоянных вечеринок, которые проходят в Москве (только единицы).

На конференции мы познакомились со многими российскими диск-жокееями. К сожалению, пока нет места, куда можно было бы их возить. Опять же вернусь к «безличности» диск-жокеев. Мы вот с Фонарем разговаривали и он спросил: «Шамиль, скажи честно, можешь назвать хоть одного российского диск-жокея, микс которого тебе понравился за последний год?» Я сказал, что практически никого не слушал. Дело в том, что диск-жокеи никак себя не пиарят. В интернете постоянно мелькает реклама нового микса западного артиста или Bobin’ ы, а от российских диджеев (за исключением радио Record) практически ничего не слышно. Даже у многих топовых диджеев в Москве сейчас ситуация с гастролями катастрофическая. Я и сам, как промоутер, вижу, что люди не знают ни имен диск-жокеев, ни музыки, которую они играют.

Еще была презентация 2000-ного «Пионера», который мы, возможно, закажем в Штат. Очень интересный аппарат. Но я бы сказал, что даже 1000-ый не используют на 50%. Нет никакой информационной базы, все на английском языке. Когда покупаешь аппарат, нет даже описания на русском языке; все паспорта на французском, на английском. Я уже поднимал такой вопрос, что нужен русскоязычный интернет-ресурс, где промоутеры будут делиться своим опытом, диджеи публиковать русскоязычные описания устройств. Вчера я был на музыкальной школе Ozone. Там появилось много новой интересной аппаратуры. Прогресс не стоит на месте: даже с айфона теперь оказывается можно играть, используя определенные фишки. А мы в России до сих пор словно ездим на деревянной телеге. Уровень развития у диск-жокеев (не знаю, как у музыкантов) именно такой. Фактически мы просто сводим просто трек с треком. Мы (большинство) не используем акапеллы, домашние заготовки, не придумываем ничего на ходу – ничего не делаем. А скачивание музыки из интеренета – это прямое следствие не прогресса, а регресса музыкальной культуры у диск-жокеев. Они (диск-жокеи), не понимая, откуда берется хаус-музыка (или любая другая), не изучая корни этой музыки (диско, соул), сразу начинают слушать электро, транс, техно. И поэтому мы видим, что большинство диск-жокеев имеют одинаковый музыкальный вкус. Все взаимосвязано: нет культуры, нет пропаганды этой культуры из Москвы и наши люди по природе своей ленивы. Есть, конечно, и у нас самородки, но это – капля в море. Об этом была моя лекция, и Фонарь тоже поддержал меня. Проще всего пойти по легкому пути, сразу начать играть коммерческую музыку, но нельзя забывать и о культуре. Можно же делать это параллельно: сегодня ты играешь коммерческую музыку, а на следующий день играешь то, что тебе нравится. Например, в клубе «Рай» сейчас полностью отказались от русской музыки. Играют хорошую танцевальную музыку с более жестким звучанием.

Конференция – дело нужное. Я рассказал там о Night Market’е и люди из Уфы и Чебоксар заинтересовались и сказали, что ждут обязательно приглашения на следующую конференцию. Я думаю, на март, на апрель можно планировать следующий Night Market, желательно найти еще спонсоров, чтобы была возможность привезти известных лекторов. На следующий год – мой совет всем молодым музыкантам и диск-жокеям – если у кого-то не будет возможности поехать в Сочи, хотя бы передавать свои промо-материалы. Это действительно один из наиболее доступных и быстрых способов доводить свою информацию до коллег.

Спасибо за внимание!

Все будет офигенно!