Art: Хочу вернуться в Гоа и детство

Так получилось, что в далеком феврале 2001 года, мне удалось взять интервью у одной из самых знаменательных персон казанской клубной сцены ди-джея Art’a. Тогда оно до печати не дошло и потерялось в домашнем ворохе бумаг, моей памяти и течении жизни. Но таинственное стечение обстоятельств помогло мне его найти и натолкнуло на мысль, что было бы интересно узнать ответы на те же вопросы спустя прошедшие четыре года. Вышло вполне занимательно.

Артур, как ты считаешь, в Казани существует клубная культура и можно ли ее так называть?

Такой общий вопрос. Я сам не понимаю, что такое клубная культура, хотя не раз употреблял этот термин. Но объяснить как-то на словах, что такое клубная культура я бы, наверно, даже не смог. Она есть, но она не на поверхности, она гораздо уже, чем видится со стороны, и она себя неявно проявляет при попытке найти ее.

Давай тогда называть ее клубное движение, это более корректная формулировка. Ты можешь рассказать, как развивалось это движение в Казани?

В 1993 году или в 1994, все-таки в девяноста четвертом, начал существовать Bald’n’Max, когда они купили профессиональную ди-джейскую технику и начали играть techno и trance. Тогда же получило распространение ecstasy, образ проведения досуга в движении и все прочее. Потом то отрицательное, что я назвал, несколько ушло, а движение стимулируется именно интересами людей.

Как относишься к наркотикам?

Наркотики – это сахар, телевидение, также как и кокаин, LSD, марихуана. Все это наркотики. Это то, что, упрощенно говоря, поднимает настроение, вызывая некую степень зависимости, сильную или слабую. Это можно сказать про телевидение, сахар, который мы употребляем, также про кокаин, LCD, благодаря которому Дали писал картины и благодаря которому люди сходят с ума. Также насчет телевидения. Из-за чего люди заканчивают жизнь самоубийством? Почему кто-то расстреливает детей в школах, как было в США? Именно благодаря телевидению, как источнику распространения информации, по которому транслируется насилие. Везде можно найти и плюсы и минусы, поэтому судить о наркотиках, как обычно привыкли, я не берусь. Вообще стараюсь ни о чем не судить и ничего не оценивать. Наркотики дали большие толчки человечеству, которое отрицает их, которое в официальных своих проявлениях не хочет их признавать, и они же дали кучу смертей и несчастья.

Как ты относишься к пропаганде клубного образа жизни по телевидению, через средства массовой информации?

Средства массовой информации никогда не смогут распропагандировать клубное движение настолько, чтобы оно получило большое развитие именно от пропаганды средств массовой информации. СМИ – это часть информационного процесса, источник информации для масс людей. Сама же клубная культура пропагандируется только с помощью ее неотъемлемой части – музыки, перфоманса, образа жизни, действий, имиджа, который вокруг нее формируется, определенной идеологии. СМИ всего лишь чуть-чуть показывают это. По крайней мере, я никогда не задавался целью пропагандировать это движение. Я рассказывал о нем с тем, чтобы люди имели возможность выбрать это для себя, либо нет.

Ты считаешь свои программы искусством? (о N.A.)

Искусство для меня – это своеобразное бытие человека, который пытается передать свою форму и ощущения. Если человек вкладывает во что-то глубокий смысл, если человеку удается передать этот смысл или хотя бы форму, то это уже можно назвать искусством. Хотя в моих программах, как на радио, так и на телевидении, присутствует своеобразный привкус массового и потребительского, но это связано лишь с тем, что от самой сути телевидения и радио не уйти. С помощью этих средств я пытаюсь делать что-то новое, в первую очередь, найти смысл для себя, поэтому для меня это искусство.

Ozone Promo планирует в этом году что-то новое, может быть, новые проекты?

Ozone Promo – это некая общность людей, у которой образуются или не образуются проекты. Это зависит от нашего желания или нежелания. Но в ближайшее время есть желание просто отдохнуть от действительно больших проектов, поэтому в этом году вряд ли что-то действительно грандиозное произойдет. Хотя мы будем делать небольшие вечеринки и сконцентрируемся на продюссировании performance-коллективов подобных Ultraform. Также мы, если ты заметил, немного ушли со временем от big beat’а и electro в сторону trance, будем внедрять эту музыку.

Так как команда, представляющая Ozone Promo, вернее ее часть занимается продюссированием ночного клуба «Арена», хотелось бы поддержать наше существование в маленьких акциях, чтобы люди ошибочно не подумали, что Ozone Promo устраивает мероприятия только в «Арене».

Как ты думаешь, может ли клубное движение в ближайшее время придти в упадок?

Ты знаешь, на самом деле, людей, которые привержены этому образу мышления, к восприятию действительности, привержены этой музыке, гораздо больше, чем ходит постоянно в клубы. Поэтому, если даже меньше людей будет в клубах, или в городе будет меньше происходить вечеринок, все равно нельзя будет констатировать упадок клубного движения, хотя и этого, на мой взгляд, не произойдет. Настоящим упадком для меня будет безразличие огромного количества, как я каждый день выясняю, людей ко всему этому, которым действительно нравится и близка эта музыка, как я уже сказал, образ восприятия действительности. И пока с этим все в порядке.

Ты не боишься того, что музыка, которая сейчас играет, которую сейчас пишут музыканты во всем мире, деформируется в такое, что тебе будет непонятно и неинтересно? Ты не боишься остановиться в музыкальном развитии?

Мир безумно, безумно, безумно разнообразен и в нем огромное количество места абсолютно для всего. Тоже самое происходит в музыке. Главное невыгодное отличие Казани заключается в том, что здесь популяризация чего-то отдельного зависит от того, какой пласт до нас дойдет, какой пласт до нас кто-то донесет. Хотя в мире всегда так было и будет, что появляется новая музыка и не исчезает старая, во-первых. Это можно увидеть на примере того же рок-н-ролла, который умудряется сейчас выпускать что-то, поражать своих поклонников. Во-вторых, мои взгляды за последнее время переживают эволюцию, равно как и взгляды моих друзей и абсолютно всех. Я бы не сказал, что завтра я не приму чего-нибудь нового, поэтому боязни этого нет. Я, да и все мы принимаем что-то или нет только по таким признакам, как нравится – не нравится, близко твоему мировоззрению или не близко. А на любой вкус всегда найдется море отличных произведений искусств, как в музыке, так и в остальном.

Какая музыка нравится тебе?

Очень сложно сказать. Я все больше и больше не понимаю терминологию стилей, потому что с каждым днем, может, становлюсь взрослее и понимаю, что есть хорошая музыка и есть даже не плохая, а другая. Сказать, что мне нравится trance, было бы ошибочно. Все, что я могу сказать по этому поводу, это то, что мне нравится электронная музыка, а стилистически обозначить музыку, которая мне нравится, сложно.

Меняются ли ритмы музыки, которую ты слушаешь, по ходу твоей жизни?

Нет, такого нет. Музыка становится все интеллигентней, как мне кажется. Если раньше я увлекался и вырос на музыке Industrial, киберпанк, техноромантиков, Depeche Mode, Front 242, и если мне раньше нравилась агрессия в музыке, энергитическая насыщенность, то сейчас я не придаю значения этому. Сейчас мне нравятся интеллигентные мотивы.

Что ты можешь сказать о казанском клубном сообществе? Многие ди-джеи отмечают молодость казанских клабберов…

В Казани очень много и взрослых людей, посещающих клубы, и живущих таким образом жизни. Просто в Казани недостаточное количество денег вкладывается в клубы, и это отражается на нежелании более требовательных взрослых людей ходить часто в такие заведения. У молодых меньше требований. Я вижу причину видимости, которая создается, что якобы у нас молодая тусовка, только в этом. Люди постарше более пафосные. У меня много знакомых, которые постоянно отдыхают в московских клубах, регулярно ходят на наши вечеринки, которые устраивает Ozone Promo. Они знают, что на них будет приятная атмосфера, какие-то удобства и действительно какая-то общность. А чтобы ходить постоянно в «Арену», тем более в «Идель», даже Doctor, они от этого гораздо дальше молодых.

Кого ты причисляешь к клабберам? Ты делишь их по возрасту?

Для меня нет возраста. В искусстве нет возраста. С виду кажущийся немного несмышленым молодой человек, который, по мнению некоторых, не может воспринимать музыку на уровне взрослого, на самом деле все понимает. Это свидетельствует только о некоторой закомплексованности тех, кто так думает. Для меня нет возраста, потому что я помню себя в 15, 16 лет, я помню свое отношение и прекрасно помню, каким я казался, может быть, для старших людей, да и вообще со стороны. На самом деле, мое восприятие было гораздо глубже, поэтому я не смотрю таким же взглядом на людей, которые моложе меня, у которых в душах, ты знаешь, творится много интересного, точно также, как в пятнадцати-, тридцати- и двадцатилетнем возрасте.

Как произошло твое знакомство с клубным движением, с электронной музыкой?

Никак. Просто все началось. Когда-то давно мы с товарищем занимались музыкой, много слушали, потом организовали свою группу, выступали, потом все закончилось, и я начал делать программу на радио, играть сеты в клубах. Люди заметили. В начале моего пути мне помог клуб «Эйфория», я играл все больше и больше, затем было желание делать что-то еще, так все и началось.

Ozone Promo скитается из одного клуба в другой. С чем это связано?

Ozone Promo сознательно скитается, как ты сказал, из одного клуба в другой. Мы команда людей промоутерского содружества, которое не хочет и не будет себя привязывать к какому-то определенному клубу. Именно поэтому мы делаем свои вечеринки в разных местах, в разных городах. Мне лично, по-настоящему, не нравится ни один клуб в городе. Единственное, что я могу отметить для себя, не нравятся наши вечеринки в «Гроте». Раньше мне нравился клуб «Эйфория», вечеринки, которые проходили на заводе «Волгапродмонтаж», а это было в 1995 или 96 году, серия вечеринок человек на 200. Тогда мне нравилось, сейчас не так. Может быть, это связано с тем, что я часто езжу в московские клубы, где больше выбора, где можно найти действительно то, что тебе по душе, где играет хорошая музыка, где правильные люди, и где все тебе нравится. Может быть, из-за этого у меня такое предвзятое отношение.

А в Москве?

Я часто бываю в клубе «Протон», часто бываю в «Территории», иногда в «Пропоганде», много, где еще, просто названия не помню.

Чем отличается Москва, другие города России, в которых ты был, от Казани?

Тенденции очень различаются. Скажем в Москве упор на некую пафосность, богемность, утонченность, особенно у молодежи, которая называет себя модной, либо это какое-то сектантство в форме игры людей, слушающих psychedelic-музыку. Скажем, в Ижевске люди висят на techno и очень любят мрачные темы. В Казани сложно объективно судить. В Екатеринбурге очень много людей, употребляющих наркотики, и поэтому там свой оттенок носит оформление клубов, музыка, которая в них играет, и многое другое. В каких-то городах нет ни одной программы о клубной музыке, потому что просто это не приветствуется влиятельными людьми. В этом плане Казань очень сильно отличается, потому что, когда я ездил по городам, то не видел ни клубных программ, по крайней мере, программ независимых от коммерческой основы, ни такого количества клубных радиопрограмм, какое можно было отметить до последнего времени.

Команда Ozone Promo отметилась на Казантипе, на Rainbow, на многих фестивалях. Есть более глобальные планы?

Единственное куда мы позволим выехать со своими вечеринками в 2001 году это на Казантип. Если ты имеешь в виду мировые фестивали, то в планах съездить на Ибицу. Это будет настоящей разведкой. В Москве тоже может что-то случиться. Скажем, я узнал о том, что играю на Rainbow за неделю. Может, произойдет, свалиться что-нибудь с неба.

Что этому может способствовать?

Все время разные вещи. Стечение различных случайностей. Иногда планы возникают, идеи. Порой появление некоторого количества денег, иногда просто необъяснимо. Сложно сказать. Все, что мы делаем, для нас самих достаточно непредсказуемо и удивительно. Мы удивились, когда осознали, что у нас есть медиапроекты в городе, в отличие от всех других команд поволжских городов. Мы удивились тому, что действительно сделали вечеринку на Каzантипе, удивились тому, что играли на Rainbow. Удивились тому, когда на дне рождения Ozone Promo, при слове «Ozone», толпа взревела. Нам это тоже было очень удивительно. Поэтому мы не знаем, что от нас ждать. Мы можем затихнуть на полгода, а потом проявить себя.

Как ты относишься к такому понятию, как андеграунд?

Я не понаслышке знаю, что такое андеграунд, что называют этим словом. У человечества, у людей заложено стремление сбиваться в стадо овец, какие-то клубы бизнесменов, общества, клубы по интересам. А андеграунд – это всего лишь способ сбить какое-то количество людей в стадо и назвать красивым словом и тащиться от этого, что все это неизвестно, кто-то это все презирает, а, на самом деле, мы такие клевые, мы во все врубаемся. Это всего лишь детство в жопе, потому что настоящий андеграунд он по-настоящему не виден и андеграунд для меня, как бы я не любил это слово, андеграунд для меня, в первую очередь, в людях, которых я встречаю в разных слоях общества. Это никак не музыка и не одежда, сходство музыкальных вкусов, а всего лишь умелый способ манипулирования в руках шоу-бизнеса людьми, которые на это ведутся.

Скажи что-нибудь напоследок.

Слушайте музыку! Всегда! Музыку нужно слушать! В этом я убежден.

Февраль, 2001

Как ты оцениваешь настоящее положение дел в Казани относительно клубов, ди-джеев, как говорит Карл Кокс, всей этой fucking-культуры? И что изменилось за последнее время?

По большому счету ничего не изменилось. Раньше я мог позволить себе говорить, что в Казани все круто, что у нас все развивается. Конечно, все развивается, все отлично происходит, взять прошедший Solaris хотя бы, камень преткновения и притча во языцех. Все развивается своим чередом, постепенно люди выбирают для себя что-то, появляются новые проекты, одно сменяется другим. Даже то, о чем мы с тобой говорим, пройдет. Вот так я ко всему сейчас отношусь, стараюсь быть подальше от оценок. При всем том, что мы стараемся делать многое, но по большому счету все оценки этого очень субъективны. Одному человеку покажется так, другому так, может быть, для меня и моих друзей это покажется офигенно, а кто-то там, живя на окраине и посещая местные заведения, понимает, в каком городе он живет, и кусает локти. Как к этому отнестись. Единственное, что я могу предложить всем, отнестись ко всему с позитивной, положительной точки зрения, тогда действительно что-то измениться.

С другой стороны, что оценивать? Куча некомпетентных людей, куча требовательных посетителей, по большому счету жаждущих только хлеба и зрелищ, и отсутствие денег у тех людей, у которых они должны быть, вернее не денег, а денег, как гарантий каких-то возможностей. К сожалению, многие не могут позволить себе ходить в клубы или покупать музыку или ездить за границу на какие-то мероприятия, хотя очень хотелось бы, чтобы это делали те люди, у которых нет такой возможности.

Существует ли в Казани клубная культура и что это такое?

Опять же, до сих пор не могу ответить для себя на вопрос, что такое клубная культура. Если культура, то где она, кроме того, что в сердцах музыкантов, промоутеров или тех, кто, может быть, что-то видит. Как явление массовое культурой это можно назвать с натяжкой. Клубная?.. Это слово тоже можно оспорить. Потому что музыка и образ музыки далеко за пределами клубов. Многие из тех, кого я считаю неотъемлемой частью этой культуры, не ходят в клубы. Поэтому, если идти таким логическим путем, существует лишь иллюзия. Не стоит тогда определять это как «культура». Я еще не придумал этому названия. Что-то, несомненно, существует.

Тогда, когда возникло в Казани это что-то?

Как я помню, с Bald’n’Max’а. Хотя, по моему мнению, все началось с того времени, когда первый человек в городе открыл для себя электронную музыку. Тогда все это и началось. Есть некая общность людей, объединенная музыкой, чем-то общим, и они проводят время в кофейнях, на улице и собираются в клубах. Я так все воспринимаю.

Что ты думаешь по поводу этого движения, как элемента массовой культуры?

Как что-то становиться массовым, то оно также становиться немного пошлым, потому что, в принципе, люди по природе своей пошлые создания. Ничего приятного, конечно же, хотя я и спорю с людьми, которые говорят, что на Solaris или на другие party приходят «левые», нет. Я спорю, что им тоже надо приходить, но понимаю, и мне обидно, когда все принимает такие обороты.

А какую роль играют СМИ в этом?

СМИ не что иное, как ключик, чтобы сделать это массовым. На примере Ozone Promo это наглядно видно. Как только мы перестали выпускать медийные проекты на радио, на телевидении, аудитория сузилась, потому что многим людям сложно узнавать новое, они не знают, где это брать. Какие-то плюшевые статьи в журналах, не буду называть каких, от людей некомпетентных только вводят в заблуждение. В общем, СМИ – это то, что позволяет людям рассказать как это и что это, создать определенный образ.

Ты видишь закат этого движения? Может, для тебя нет такого понятия, как «закат»?

Закат может произойти как-то локально, но однажды посеянное зерно так и будет расти. В какой-то момент чувствуешь этот закат, пессимистические настроения, а потом видишь себя и видишь людей взрослее, по 60-70 лет. Они все тусуются, они знают, чего хотят от этого всего, и понимаешь, что все совсем по-другому. То, что видишь порой вокруг себя, кажется застывающим, на самом деле не застывает. Всегда есть люди, которым крайне интересна музыка. Всегда есть люди, которым интересны фрики, которым интересны люди, ведущие более или менее свободный образ жизни. До тех пор, пока такое существует, об угасании не может идти речи. Потому, что даже, если все прекратиться в клубах, это не будет значить равным счетом ничего, кроме того, что новые люди будут знать об этом в меньшей степени. Заката, как такового, в принципе, не происходит. Сейчас все по-другому, даже в отличие от тех времен, когда Ozone только начинал свою деятельность. В то время все было совсем по-другому в отличие от времен Bald’n’Max. Я уверен, что через 5 лет будет что-то другое. Благодаря тенденции, когда люди взрослеют, у них помимо их воли срабатывает программа «я повзрослел и мне ничего не надо, мне неинтересно» (что-то им внушает, что в возрасте 30 лет уже не ходят в клубы, в возрасте 35 лет нужно нарожать кучу детей и работать и не думать ни о чем, кроме этого), поэтому если так рассуждать, то закат близок. Это природа человека, и это будет отражаться на ходе, развитии клубной культуры, как бы мы ее не называли. По большому счету, она никогда не угаснет.

Ты не боишься «повзрослеть» вместе с теми людьми, о которых ты сейчас говорил?

Нет. Прошло уже 10 лет, я стал другим, переродился в какой-то степени, к чему-то остыл, может быть, не танцую в Казани на party, но при этом я не стал другим. Со мной повзрослели многие друзья. Не боюсь, потому что я в любом случае знаю, что за моей спиной всегда есть те, с кем я общаюсь, я не останусь один, мы будем все вместе, и интерес к новому не угаснет.

Как меняется музыка по ходу твоей жизни?

Музыка изменилась один раз только. Один раз она резко изменилась. Для меня ты спрашиваешь или вообще?

Для тебя.

Может, в 1999 или 2000 году, когда я открыл для себя по-другому звучание trance-музыки, progressive house и перестал играть break beat. В тот момент я просто повзрослел. Дальше ничего подобного не происходило. Могли меняться вкусы, но в рамках моих предпочтений. Может быть, что-то и произойдет, и вкусы изменятся, конечно, что-то надоедает. Музыка всегда отражает мироощущение, и если оно измениться каким-то образом, то музыка тоже измениться. Я достаточно космополитичен в музыкальном плане.

Что в твоей жизни влияло на музыкальные предпочтения?

Я могу примерно определить только точки в моих отношениях с музыкой.
Начал интересоваться музыкой с рока еще в конце 1980-ых, потому что это было адекватно тому времени. У меня были песни о том, что интересовало меня шестнадцатилетнего. Это в какой-то степени повлияло.
Чуть позже был Depeche Mode и надолго, потому что неоромантика и «благородный панк», как тогда называли, тоже были адекватны. Я, наверно, всегда был бунтарем, находился в состоянии некоторого протеста. Depeche Mode, Front 242 – символы того периода моего возраста, когда я жил в определенном протесте с обществом.

Потом все это сменилось, я начал курить марихуану, что очень сильно повлияло на мое мировосприятие и мира и музыки. Был короткий период экспериментов с галлюциногенами и прочими вещами, что тоже очень сильно сказалось на мне, чего никому не советую. Этот путь можно считать пройденным. Все вышесказанное было в начале 1990-ых, к концу девяностых отношение ко всему этому дополнилось моим знакомством с хиппи и всеми, кто от хиппи присутствовал в trance-культуре. И, наконец, путешествия, то последнее, что в моей музыкальной биографии сказалось на мне. Когда ты путешествуешь по разным частям мира, воспринимаешь себя шире и раздвигаешь какие-то барьеры и стереотипы, которые были по восприятию искусства и своего положения в жизни.

Ты был в Гоа недавно.

Да, был в Гоа, было круто, честно говоря. Неплохо. Могу порекомендовать поехать в это место. Колыбель мира. Очень необычное место и очень много хороших людей, взрослых людей, в основном от 35 до 60-70 лет. Люди, для которых это стало частью их, и которые добры, открыты при этом, умеренны во всем, от алкоголя до наркотиков. Волшебное место. Дело не в party, которые нужно там еще, на самом деле, поискать. Все дело в энергетике. Приятно был удивлен, что небезызвестный XP Voodoo, Тимур Мамедов, – № 1 в Гоа, делает лучшие party, и русские там очень уважаемы.

Он хочет вернуться на родину или нет? Может, ты знаешь, или, если не знаешь, как ты думаешь?

Он бежал отсюда. Сюда он вернуться не может. Я его спрашивал об этом, но он ответил, «зачем мне нужна эта Россия», хотя, когда прощались, он говорил, что лет через 15 все равно вернется. Значит, есть в планах, хочет вернуться.

У тебя в жизни были такие моменты, когда хотелось что-то изменить?

Конечно, полно таких моментов. Вернуться изменить – это огромный список тех злых дел и поступков, которые я совершил. Думаю, всем в равной мере хочется это изменить.

Назови тогда лучшее время, в котором ничего изменять не надо, в которое хотелось бы попасть обратно.

Детство, конечно.

А место?

Гоа. Сейчас Гоа.

В Казани у тебя есть излюбленные места, в которых тебя можно часто увидеть? Вообще, что для тебя Казань?

Казань – моя родина. Очень хороший город, который я люблю. Говорят, семью не выбирают, точно также и родину не выбирают. Комфортно себя здесь чувствую. Из всех городов России хотел бы жить либо в Казани, либо в Санкт-Петербурге. Все хорошо, кроме как менталитета людей, воровского наследия, но это все исправимо.

Какую ты можешь дать оценку развитию клубов, этого движения в нашем городе, раз речь зашла о Казани?

Это зависит от того, по каким параметрам сравнивать. Уверен, что в Казани много профессиональных музыкантов и ди-джеев. В Гоа я слышал всего два достойных сета, все остальное полное дерьмо. То же самое и по поводу других стран. На самом деле, здесь есть все это, и, если не сравнивать с Лондоном и Амстердамом, все здесь в порядке. Потенциал огромный, все за людьми, за возможностями этих людей, за желанием использовать эти возможности. Здесь есть хорошая музыка и т.д., хотя этого не найдешь в Италии, например. Здесь есть то, чего нет зачастую во многих других странах. С другой стороны, удивительно, что можешь найти совершенно удивительную атмосферу на вечеринке в совершенно необычных местах, таких, где, по большому счету, ничего никогда не происходило, и не найти там, где это должно быть явно и очевидно, например, на Гоа. Гоа не сравнение, конечно, кто ищет, тот всегда найдет, и если искать здесь, то можно и в Казани найти то, что тебе надо.

С чем связано прекращение твоей деятельности на телевидении, на радио?

На телевидении просто закрыли программу в тот момент, когда мы уже сделали все, что хотели сделать. Мы вовремя остановились на самом деле. В тот момент, когда еще нам никто не сказал, что пора остановиться. Мы решили сделать чуть-чуть меньше, чем переделать. Связано это с тем, что проект N.A. исчерпал себя, как таковой. Во-вторых, достали постоянные узнавания на улице, которые мне претят. Таким образом, захотелось спокойной жизни. Что касается радио, то на Бим-радио так устроена сетка программ, что когда мы попытались сдвинуть эфирное время с 12 часов, а это время меня лично не устраивало, то ничего не получилось. Хотя в ближайшее время появиться какая-нибудь программа об интеллектуальной электронной музыке. Не танцевальной. Это будет точно не на Бим-радио. Пока ведутся переговоры с различными радиостанциями, но конкретного ничего сообщить не могу. Однозначно выйдет карманный журнал «Танцующие люди», посвященный клубной культуре и танцевальной музыке. Будет выпускаться раз в месяц. Через месяц, другой появиться первый номер. Это будет маленький такой журнальчик с различными фотографиями, интервью. Скорее всего, здесь я буду выступать как продюсер, организатор проекта, т.к. понимаю, что на сегодняшний день у меня больше задача помочь сказать тем, кто хочет сказать, чем говорить самому. Это важнее.

Какие еще есть планы помимо вышеназванных? Планируется что-то особенное к тысячелетию Казани?

Нет, на тысячелетие планов нет. Эта суматоха на тысячелетие Казани… Я к ней абсолютно равнодушен.

Ты веришь в тысячелетие?

Я верю в Иисуса Христа, а в тысячелетие нет (смеется). Тридцатого августа я всегда уезжаю из города. Мне очень стыдно (смеется). День стыда для меня.

Почему?

Потому что вот эта водка в разлив на улицах, быдло, которое дорвалось до выходных. Я считаю, что праздник должен быть в душе и в тот момент, когда ты сам захочешь, чтобы был праздник, а не когда по расписанию тебе говорят, что этот день праздник, бухай на улицах, делай все, что хочешь.

А у Ozone Promo есть какие-нибудь планы?

У Ozone Promo полно планов. Думаю, рано или поздно дойдут руки и до открытия хорошего клуба. В далеком будущем. У меня лично в ближайшее время есть в планах купить студию и освоить опять программное обеспечение и начать писать музыку. Это еще один повод чувствовать себя не привязанным жителем Казани, а человеком планеты, когда неважно, откуда музыкант. Есть возможность реализовывать треки, продавать музыку, почему бы ее ни использовать.

Чем для тебя сейчас является Ozone Promo?

Ozone Promo – это группа людей, в которую вхожу я и которые вместе уже так долго…

Сколько лет?

Много, больше 7 лет.

А твоей деятельности как ди-джея?

Может быть, лет 10…

Ты относишься к своему творчеству как к бизнесу?

Нет, конечно, хотя получается на этом зарабатывать деньги. Но деньги я на этом зарабатываю только потому, что я не отношусь к этому, как к способу заработка.

Есть ли шанс у молодого начинающего ди-джея сейчас раскрутиться и начать зарабатывать много денег?

На диджействе кучу денег не заработаешь, однозначно. Даже если максимальная ставка за сет будет $ 100…

Это же для Казани дико…

Такие деньги за сет получал только я и Om, даже при таком раскладе все равно нереально.

Нет возможности и смысла платить ди-джеям больше того, что они получают, потому что диджеи не набирают народ в клубы вопреки иллюзиям тех же промоутеров из «Эрмитажа», которые думают, что, привозя диджеев из других городов, даже из Москвы, клуб будет всегда полным. Это все не так.

Скажи что-нибудь напоследок.

Забудьте про свой возраст, во-первых. Постоянно расширяйте свой кругозор в музыке, в искусстве, в науке. И не забывайте, что «все пройдет», как было написано на кольце царя Соломона, и это ничего ровным счетом не значит для того, чтобы совершенствоваться в духовном плане и найти то, что нужно найти, в конце концов, бога. Только ради этого стоит жить, как бы не хотели поспорить со мной многие.

Инсар Сагитов