Reenat: Люблю суси и жаркие страны

Расскажи, с чего все началось? Какая музыка на тебя повлияла, что вообще слушал, чем занимался, куда ходил?

Всё началось с посещения первых модных дискотек – в НКЦ «Казань («Мемор»), УНИКСе (Болд-н-макс), ДК Медработников («Медуха») и Доме актера («Из Могилов пати») в 1994 году. С тех пор я подсел на электронную музыку и стал проводить в клубах каждые выходные. В то время мы переслушали всё новое, что привозили из Европы знакомые – от транса до idm и хардкора.

Как началась твоя ди-джейская карьера? Помнишь свой первый сет в клубе? Какие были ощущения?

В один момент меня и моих друзей перестала устраивать музыкальная политика Болд-н-макса, они сильно зациклились на гоа-трансе и эйсид-техно, все эти бандиты, таблетки. В 1995 году мы начали делать альтернативные пати No Pasaran, через дорогу от старого Доктора. Сами делали смешные афиши с надписями “no trance”, “face control”. Вечеринки быстро раскрутились и собрали самую модную молодежь. Мы играли гремучую смесь из джангла, гангста-рэпа, гранжа и электро-попа. Вскоре ди-джеи из Болд-н-макса, которые не хотели нас признавать раньше, стали наведываться, им пришлось считаться с нашей популярностью. А когда открылась Эйфория, нас с DJ Someone пригласили туда работать. Это был первый опыт настоящего ди-джейства.

Как пришла в голову идея вести программу на радио «Татурос»?

Программный директор Алексей Юрьевич (DJ Zooh) прочитал мою рецензию на казанские клубы в «Молодежи Татарстана», ему понравилось, и когда из «Радиоактивной зоны» ушел Рост, меня пригласили попробовать. Это был интересный опыт. «Татурос» вспоминаю как один из лучших моментов в жизни, супер-радио и отличные люди. Жалко, что всё закончилось.

Как относишься к казанской журналистике?

Закончив журфак, я решил не иметь к ней отношения. Раздражает ее местечковость и непрофессионализм, очень много случайных людей.

С чем связан приход на «Волгу»? Почему стал вести программу вместе с Юлей Солнечной (Санниковой)?

Ди-джейский канал на «Волге» был задуман после закрытия «Татуроса» DJ Зухом. Хорошая идея – собрать известных ди-джеев и выделить каждому отдельный вечер в эфире. Я предложил Солнечной — как старой подруге и местной звезде – поучаствовать в своей программе «Буги найтс». Она ни черта не понимала в танцевальной музыке, просто мне хотелось вести шоу в диалоге с кем-то, чтобы было веселее.

Не было более глобальных планов, связанных с полученным образованием?

В 1999 году мы с Аэробусом открыли Интернет-журнал Funk Era. Писали туда статьи, брали интервью у иностранных ди-джеев. Сейчас готовлю пресс-релизы на наших гостей и анонсы в московские журналы, это пока всё.

Что происходило в это время?

После закрытия Эйфории в 1997 году мы с Someone организовали промо-лэйбл Versus Kru. Пропагандировали джангл и спид-гараж. Несколько вечеринок мы провели в Хеликоптере (Helicopter), особенно шумными были Хип-хоп фестивали. Потом Someone отошел в сторону intelligent, а я стал больше общаться с Аэробусом. Мы заново увлеклись фанком и диско – той музыкой, которую раньше слушали дома, но тогда мода на нее как раз начала возвращаться. В это же время открываем сайт funk-era.kazan.ru и проводим две закрытые вечеринки в Интернет-салоне Пилот. Это были полулегальные, просто сумасшедшие ретро-вечеринки со смешными флаерами а-ля Остин Пауэрс (Austin Powers), на которые приглашались в основном друзья, друзья друзей и т.д. Мы убеждали их платить за вход какую-то символическую сумму, чтобы окупить затраты.

В итоге, туда приходило, не помню точно, человек сто, – мега аншлаг для Пилота, – и половина этих людей были взрослые. Не те, которые посещали Helicopter, а наши ровесники, которых очень тяжело было вытащить в клубы (им неинтересно), но тема disco их очень привлекала. Мы просили всех одеваться в second-hand-одежду, и все приходили действительно нарядные – в рубашках с острыми воротниками. Было очень круто. Мы играли модный тогда easy listening, всю ретро-музыку: disco, funk. Это были эксклюзивные пати для взрослых тусовщиков, которые редко ходят в клубы. Но самая наша благодарная публика была в Гроте – это золотая молодежь в основном из восемнадцатой и тридцать девятой школ (смеется). Сейчас они подросли, и многие ходят в новый Доктор.

На первой вечеринке вроде не так много людей было?

Я не помню, если честно. Может быть. А какая была первая? Я даже вспомнить сейчас не могу.

На первой вечеринке было человек 5-6. Проходила где-то в мае.

Самая первая вроде jungle-вечеринка была, очень провальная. Я не помню уже. Мы набирались промоутерского опыта, учились на своих ошибках. Вначале боялись играть тот же самый easy listening и диско-фанк на юную гротовскую публику, которая могла не врубиться в эту смешную ретро-трэш (retro-trash) фишку. Но Роберт (Аэробус) попробовал, и в итоге подросткам дико понравилось. В Гроте мы также раскрутили 2step — настолько, насколько возможно было в Казани. С первого раза, конечно, не могло все получиться, но потом это были самые классные вечеринки. После нас разные умники срочно организовывали промо-лейблы (promo-label), и на всём готовом, на той раскрутке, которую мы сделали Гроту, стали проводить свои вечеринки.

Что ты можешь сказать по поводу Грота? Он ведь никогда не был клубом в полном смысле этого слова.

На первых порах вообще все было жутко. Звука там не было. Все оборудование привозили мы сами, тащили на своих спинах в Грот из УНИКСа. Каждый раз это было изматывающим, но потом, когда все раскрутилось, владельцы Грота создали нам более нормальные условия, туда уже установили аппаратуру, и нам было проще, поэтому мы поставили вечеринки на поток, проводили практически каждую неделю.

Кто-нибудь проводил вечеринки в этом месте раньше вас?

Ozone Promo, но у них вечеринки были периодическими. И потом они ориентировались на другую публику, «озоновскую», мы же на публику Хеликоптера – это очень разные люди и разная атмосфера. Наши вечеринки непохожи и ни по каким параметрам не сопоставимы.

А когда пошли Jungle-Революции?

В Станции была одна с Гвоздем и довольно успешно прошла…

Помню, люди стояли до трех часов или до часа ночи на входе.

Да, многие тогда не попали. На самом деле, всего уже и не упомнишь, столько лет прошло…

Вспомни первую Jungle-Революцию.

7 ноября 1997 года Versus Kru провел свою первую пати. В ДК Ласточкиной тогда собралось человек 300. Мы пригласили DJ Аркадия Эйра из Москвы, тогда он еще играл джангл. В Арене в ту же ночь проходил Съезд ди-джеев, с Бумером в жюри. Кто-то привез его к нам на «Джангл-революцию». Мы были в экстазе, сам Бумер приехал! Он свел пару пластинок и уехал под восторженный шепот.

Уже почти 10 лет с начала твоей карьеры.

Да, почти. Наверно, в 1995 уже был No Pasaran.

То есть у тебя в этом году юбилей?

Да, да, наверно, да.

Поздравляю.

Вообще, я сам не могу это осознать. Столько поколений сменилось на моих глазах, те, с кем начинал тусить, они уже нарожали детей, переженились, я их даже не вижу.

У тебя не возникало желания сменить обстановку, куда-то уехать из Казани?

Конечно, было! Было несколько моментов, когда уже казалось, что ВСЕ, я не знаю, куда мне уткнуться. Хочется куда-то двигаться…

Когда тебя посетила эта мысль?

Сколько себя помню, она всегда меня посещала. С самого начала. Когда jungle появился, и в Москве каждую неделю проходили штормкрюшные (Storm Crew) вечеринки, мы с Искандером (Someone) умирали от того, что не было возможности туда часто ездить. Но несколько party в самый расцвет jungle и Storm Crew всё-таки посетили. Я познакомился с Дэном. Тогда он как раз выпустил первый винил с русским джанглом.

DanJet Records?

Да, он подарил мне две пластинки, и я был в восторге. Хотелось наблюдать это развитие, потому что там был каждую неделю Storm и море информации, которая проходила мимо нас. Было очень жалко, что мы живем в Казани и не видим всего этого. Но с другой стороны, у нас был стимул изменить что-то здесь. Кто-то ведь должен быть первым. Естественно, когда есть успехи здесь, то желание куда-то уехать становится меньше, а как только возникают тупиковые моменты, то сразу хочется покинуть этот город. Например, когда с Гротом пора было уже завязывать: нам помогли выжать из него все, что только можно, другие промоутеры, – и этим местом многие уже были недовольны, то очень хотелось уехать.

В Казани реальная проблема с площадками, нет клубов среднего размера формата Грот, где можно что-то проводить, а если они есть, то с неправильной политикой, и до владельцев не достучаться. После того, как мои друзья, Аэробус и СуперАлиса, переехали в Москву, а я остался один с Versus Kru, был момент растерянности, потому что один я еще никогда ничего не устраивал. Всегда были единомышленники, с которыми совместно придумываешь все идеи и вместе их реализуешь. Но когда я понял, что таких людей поблизости нет, то просто стал делать вечеринки сам. Открылся, слава богу, Doctor Club. Появилась возможность собирать не 200 человек, а 800-1000. Другое количество людей и другой бюджет. Если в Гроте не было возможности привозить даже москвичей, не говоря уже про иностранцев, то сейчас новый уровень. Вместе с московским ди-джеем FStep’ом мы стали привозить лондонских ди-джеев. В первый раз это был Charma, потом Rush.

Благодаря Интернету мы общаемся с различными иностранными ди-джеями, слушаем их миксы, узнаем об их творчестве. Договариваемся, делаем им визы, покупаем билеты. Олег устраивает выступление в Москве, я организую в Казани, в Doctor клубе. Таким образом, совместными усилиями, деля расходы, находим возможность кого-то привозить. Для нас это идеальная схема, особенно потому, что ди-джеев формата Uk Garage в России – человека 3-4, приглашать почти некого. Сейчас мы планируем привозить гостей из северной части Англии, т.к. недавно там было очень мощное возвращение Speed garage. После двух 2step’овых гостей, типично лондонских, мы привозим гостя из Шеффилда, DJ Chris Bailey. На севере музыка более жесткая, там сильные позиции у Speed Garage. Он был популярен в этих местах с 1997 года и никуда не уходил, hard house, кстати, тоже оттуда. В Лондоне же музыка более утонченная, поэтому там очень популярны четыре четверти (4/4), такой более эстетский стиль. В Doctor Chris Bailey будет 6 марта.

Тур начнется в Архангельске, потом Москва и Самара. Мы с Олегом образовали промоутерский лейбл. Теперь это не Versus Kru, и даже не funk-e music. Это вышло за пределы Казани. Наш новый междугородний лэйбл называется Urban Promo. Организуем туры наших иностранных гостей по российским городам.

Чем известен Chris Bailey?

Эта сцена находится в андеграунде и известна фактически в двух городах, Бирмингем и Шеффилд, там Крис является одним из ведущих персонажей. В Лондоне, естественно, его имя ничего не скажет, потому что там просто нет этой музыки. Есть несколько музыкантов из Лондона, записывающих музыку в стиле Bassline House и Speed garage, но даже они могут выпускаться только на севере, т.к. в Лондоне ее просто никто не играет. Не знаю, может, когда-нибудь это и вернется в Лондон, пройдя через север, ведь волна зародилась в Лондоне.

Что нового тебе дала промоутерская деятельность, знакомство с англичанами, их привоз?

Это колоссальный опыт совершенно другого уровня. Теперь я знаю, как привезти иностранцев в Россию, как оформлять для них визу, приглашение. Плюс это полезные знакомства среди диджеев и музыкантов.

Расскажи историю о предложении записать двухчасовой микс для пиратского радио в Англии?

Это была странная идея, которая угасла с обеих сторон. Нам предложили делать русскую программу для Vybe FM. Первым записал микс Altero, и они, наверно, сами поняли, что это как-то странно. Чем мы там можем удивить, их же английскими пластинками? К тому же у нас не всегда есть доступ к эксклюзивам, а большая часть их сетов состоит из unreleased, которых еще никто не слышал. Крутые английские ди-джеи получают promo от других музыкантов, а эти promo могут не выпускаться годами или вообще не увидеть свет. Altero выпустил микс из российских релизов, но я считаю, что это shit полный.

Единственный из всех российских музыкантов, кто достоин внимания — это Artifact из Москвы. С ним заключил контракт Matt ‘Jam’ Lamont, старейший гаражный ди-джей в Лондоне, у которого шоу на Kiss FM и свой лейбл. Дебютный релиз Артифакта уже вышел и стал сенсацией в Лондоне, все ждут второй пластинки. Он единственный гаражный музыкант из России, оказавшийся на уровне британских музыкантов.

Как ты думаешь, чем можно объяснить такой интерес к российским исполнителям в последние годы?

У них гаражная сцена была в кризисе, поэтому любые признаки гаража в других странах подталкивают их к развитию. Кризис, правда, уже проходит: за последние полгода наметился сильный подъем, особенно ощутимый после убийственного кризиса 2003 года, когда garage ушел в очень мрачную сторону, в experimental полный, с жесткими IDM звуками. Это немного не мое.

Ты сам не пытался писать музыку?

Нет, никогда. Не представляю, что бы такое я мог написать. Если я не чувствую, что могу сказать новое слово в музыке, то зачем создавать слабые имитации. Я предпочитаю работать с оригинальным британским звуком. Чтобы делать такую музыку, надо там жить, вариться в этой субкультуре.

Ты был в Англии?

Лечу туда в середине марта. Надеюсь, что будет интересно, потому что есть уже определенные знакомства с ди-джеями, музыкантами, которых я знаю по пластинкам. С Чармой увижусь…

Он поднялся за последний год…

Да, он очень поднялся. Из новых ди-джеев, не тех, которые были грандами на заре Uk garage’ной истории, а именно 2004 года, он самый известный и перспективный.

Вы не планируете привозить его снова?

Планируем. Он очень хочет, но пока у нас в планах другие гости. Нам не хочется постоянно возить одного Чарму, но мы планируем, и, может быть, летом пригласим его.

Что ты можешь отметить глобального в прошедшем году? Что самое интересное, на твой взгляд, произошло как в твоей жизни, так и на мировой сцене?

В моей жизни – привозы лондонских ди-джеев, отличный накопленный опыт. Мы учимся на своих ошибках и стараемся сделать все еще лучше. А на мировой сцене – РНБ становится всё более электронным и экспериментальным. Сейчас очень модно новое ответвление Crunk’n’B, такое очень технологичное, с минималистичными звуками. Мне очень нравится эта тенденция, похожее было и в 2step’е: с одной стороны, живые негритянские вокалы, с другой, какие-то технологичные звуки, необычные ритмы, – смесь всего этого. И еще, подъем garage за прошлый год, потому что он выходит из кризиса.

Кого бы ты выделил из музыкантов, продюсеров? Из того, что понравилось в прошедшем году?

Из прошлого года мне понравился альбом Basement Jaxx. Это мои кумиры, мне даже удалось перекинуться с ними парой слов в Москве. Из garage я могу называть, но это никому ничего не скажет. Из РНБ – Фарелл постоянно радует, мне очень нравится именно такой звук. R’n’B вообще сильно поднялось, и в Doctor’е мы его раскрутили. Все началось с наших пятниц Downtown. Публика долго привыкала, и мы даже думали, что насадить R’n’B в Казани не получится. Но мы видели его суперпорулярность в московских клубах и верили в успех. И сейчас в Докторе на R’n’B выбегает народу на танцпол гораздо больше, чем даже под хаусные хиты. Мы очень довольны, это реально наша заслуга.

Я думаю, что такой сильный крен в другую сторону, который мы создали в клубной культуре Казани, сильно отразился на других крупных клубах, которые долгое время пропагандировали progressive. Популярность Doctor клуба и популярность R’n’B очень сильно изменили клубную сцену города. Люди поняли, что необязательно искать некий сакральный смысл в монотонной музыке, тем более что не всем это надо. Времена андеграунда и особой идеологии давно прошли. Танцевальная музыка приобрела более прикладной характер.

Читать любишь?

В детстве читал все подряд: детективы, приключения. Теперь очень редко удается. Если только что-то знакомые подкидывают, я читаю. Мне трудно выбрать книги, я перестал ориентироваться в этом потоке. Читаю в основном свежую прессу и британские глянцевые журналы.

А фильмы смотреть?

Из последнего я посмотрел «Фаренгейт 911» (Fahrenheit 911) и «Дурное воспитание» (Bad Education) Педро Альмодовара (Pedro Almodovar). И то и другое мне понравилось. Вообще смотрю и арт-хаус и коммерческие вещи. Нравится и то и другое. Вчера ходил на «Двенадцать друзей Оушена» (Ocean’s Twelve). В кинотеатры я редко хожу, много покупаю DVD.

Назови места, которые ты любишь посещать больше всего в Казани?

Якитория, раньше Шиколат был, но теперь больше Якитория. Я обожаю суши – номер один в моих гастрономических пристрастиях. А также атмосфера и публика этих мест в привязке с Doctor’ом: preparty или afterparty проходят именно там. В любое время там встретишь знакомых. Якитори» к тому же единственное в Казани место, которое работает, практически, 24 часа в сутки. Особенно ценно приехать туда после клуба, т.к. в нашем огромном городе до последнего времени не было мест, где можно поесть ночью. Это жутко. Привозишь каких-то ди-джеев из других городов, и перед самолетом их негде покормить.

У тебя есть какие-то гастрономические пристрастия помимо суси?

Я не ем мяса уже лет 10. Вначале поддался моде на вегетарианство. Но это было несложно, потому что я действительно с детства не любил мясо. Люблю рыбу, морепродукты. Очень нравятся кухни средиземноморских стран. Когда приезжаешь в экзотические страны, хочется есть именно местную еду, острую, пряную. После Туниса подсел на мятный чай.

Любишь путешествовать?

Да, это мое увлечение, сейчас наконец-то появилась возможность.

Расскажи о своих путешествиях.

Турция и Тунис. Мне кажется, что генетической памятью предков я связан с Востоком. В мусульманских странах чувствую себя как дома, мне очень комфортно там.

У тебя и имя соотвествующее. Ренат – перерожденный от renature.

Я не знаю.

Ты не знаешь, что означает твое имя?

Я не думал, что оно что-то означает. Революция, наука, труд, может быть. Мне так говорили. Не знал, что это латинское имя.

Ты был в Амстердаме. Как отдохнул, что запомнилось больше всего?

Интересно для экспириенса, но это не мой город. Довольно скучно, клубы работают только по выходным, среди недели делать нечего. Кофе-шопы и волшебные грибы меня мало интересовали. Мне показалось, что культовость этого города слегка преувеличена.

С чем связан твой выбор Амстердама?

В Тунисе я познакомился с голландцами, и они пригласили меня в гости. Чем больше путешествуешь, тем больше опыта и интересных знакомств, которые приводят к дальнейшим путешествиям (смеется).

Какой бы ты сам себе задал каверзный вопрос?

Если я задам себе каверзный вопрос, то не смогу на него ответить. Или не захочу.

Тогда я задам. Кого ты считаешь в Казани самым лучшим ди-джеем?

Моё отношение к ди-джейству такое, что в первую очередь я смотрю на музыкальную подборку, музыкальные вкусы — это для меня самое важное и в моем творчестве и у других — мне нравится оценивать селекшн (selection), а техника стоит на втором плане, хотя обладать хорошей техникой очень здорово. Но я не стремлюсь к каким-то техническим фишкам, не занимаюсь как некоторые скретчами. Это круто, но мне интереснее подборка музыки: я прослушиваю по несколько часов в день релизы от house и до breakbeat, garage, не замыкаясь на стилях. Мне нравится эклектика, а в Казани с моим подходом к ди-джейству ди-джеи играют музыку не близкую мне. Я их оцениваю не по технике, а по музыке, под кого бы мне захотелось танцевать…

И под кого?

…наверно пока только под себя (смеется). Я часто танцую под ди-джеев, но под настроение и недолго.

Где бы ты хотел жить?

Не в этом городе (смеется). Я хочу возвращаться на море. Жаркие страны и море – то, где я хочу жить, не в Казани.

Как ты оцениваешь развитие казанской сцены в целом, не только garage и R’n’B?

Я не так много гастролировал. Но по сравнению с тем, что я видел, исключая Москву и Санкт-Петербург, Казань смотрится достаточно неплохо. У нас огромное количество ди-джеев, но нет клубов, поэтому ди-джеев девать некуда.

Как ты оцениваешь такое большое количество ди-джеев в городе?

Иронически. Всем кажется, что быть ди-джеем просто: накачал музыки из Интернета, раскрутился и получай деньги – кажется халявой, но это не халява. Лично я к этому шел 10 лет, а многие молодые ди-джеи хотят всё сразу. Очень много раздутых амбиций. Хотя сейчас конечно намного легче пробиться, чем в наше время, когда всё зарождалось. Это видно: вчера мальчик был никто, а сегодня уже резидент, играет где-то. В то же время сложнее: высокая конкуренция, в несколько раз больше, чем тогда. В наше время можно было ярче раскрутиться, и те, кто смог это сделать и дошел до сегодняшнего дня — Art, Camal, Om – они до сих пор имеют вес.

Расскажи о своих планах на будущее, на этот год?

Много планов по привозу европейских ди-джеев. Также сам планирую продолжать гастроли по российским городам. Это очень увлекательное занятие. А также раскрутка нового проекта www.speedgarage.ru

Скажи напоследок что-нибудь банальное.

Слушайте больше хорошей музыки, ходите в хорошие клубы, могу назвать один (смеется).

Инсар Сагитов, фото: Индра