Шамиль Om: Открытой души и открытого разума!

Плюсы и минусы FortDance

Честно! Я был в шоке, когда меня пригласили на FortDance. Всегда считал, что туда приглашают только московских и питерских ди-джеев, как это было в предыдущие годы. В этом году пригласили меня, а также Дашу Пушкину и Ярика Коня из Минска. Насколько я понял, это связано с тем, что организаторы решили придать мероприятию более глобальный статус, сделать его федеральным. Чем они были мотивированы, приглашая именно меня, я не знаю. Как мне сказали, многие московские ди-джеи хорошо отзывались обо мне, как о хорошем ди-джее и промоутере, что организаторы давно обо мне слышали, следили за моим творчеством. К сожалению, они мало знают про других казанских ди-джеев, и я порекомендовал им Артура (DJ Art), с которым мы играли джемом.

Форт Александр I, на котором проходил FortDance, находится, если добираться на лодке, минутах в десяти от Кронштадта, и первые впечатления начинаются, когда тебя погружают в эту лодку. Холодная ночь, сильный северный ветер, брызги, а издалека доносятся басы и видны лучи света, ударяющие в небо. Ты едешь под этими брызгами, и у тебя начинается мандраж в предвкушении предстоящего. Хочется быстрее попасть внутрь. Все это дополняются светом и звуком в самом форте. Я бы особенно выделил техническое оснащение мероприятия. Мне все понравилось по звуку и свету, но были минусы в организации. Видимо, потому что я сам занимаюсь организацией вечеринок, я смотрел на все немного свысока. По описанию моих друзей все там должно было быть на высочайшем уровне, но, как я уже сказал, были небольшие минусы, например, в организации танцполов.

На FortDance помимо главной сцены были Bacardi House Room, Miller Electro Space и Kent Tekknovate Zone. Bacardi House Room – это красный танцпол, на котором были установлены тепловые пушки, и люди приходили туда греться, даже танцевали по пояс раздетыми. На этом танцполе играли только девушки. Исключение составил лишь участник Deep Dish, который во время их сета с главного пришел поиграть на танцпол Bacardi. Из всех выступлений на этом танцполе я бы выделил выступление Тины Чарльз. Если честно, я очень ровно отношусь к девушкам ди-джеям. Многие из них ничего собой не представляют: банальный подбор музыки, макияж и сиськи наружу. Тина Чарльз – хорошее исключение из этого правила. Она готовит к выпуску альбом на Uplifto, что-то в духе Чеховой, и когда она ставила свои треки, то выбегала, пела, водила хороводы с клаберами. В целом, на этом танцполе была очень позитивная музыкальная подборка из electro house, progressive и клубных хитов. Miller Electro Space был полностью украшен белым мехом, и на нем играла electro музыка. Была также Tekknovate Zone, которую спонсировал Kent. Эта зона оказалась в очень неудачном месте – в коридоре между корпусами, там все продувалась и было очень холодно. Когда в самом конце на нем играл Spy.Der, такой известный ди-джей, под него танцевал один Fish. На нем не было людей не из-за того, что было неинтересно в музыкальном плане, а просто там было очень холодно. Это минус.

Еще один минус заключался в том, что было очень много vip-зон. Если раньше, купив vip билет, ты проходил на все зоны, то сейчас появились vip vip-зоны, megavip, supervip и т.д. Многим моим знакомым это не понравилось, т.к. в прошлом году они были на них, а в этом нет. Мы проблем с проходом не испытывали, несмотря на то, что не считаю себя vip-персоной. У нас просто была волшебная проходка с надписью «Артист», которая давала проход практически во все зоны.

Но самый большой минус, который я не могу не отметить, заключается в следующем. За минуту до нашего с Артуром сета к нам подходит стейч-менеджер и говорит, что случилось ЧП, приехала милиция и дискотека заканчивается! «Чувак, извини», – вот его фраза. Представляешь мое состояние. Нас слушают по «Динамиту» все мои друзья и знакомые, все ждут нашего сета. Из Казани приехало порядка 30 человек, и многие специально, чтобы услышать нас на хорошем звуке. Я не пил практически на протяжении всего мероприятия, чтобы хорошо отыграть. И тут мне говорят такую фразу. Я обескураженный спускаюсь обратно в ди-джейскую, где ко мне снова подбегает стейч-менеджер и говорит: «Чувак, тебе дали 20 минут! Действуй!» Мы с Артуром быстро побежали и начали играть. Через некоторое время к нам подходит Fish и говорит, что сейчас будет играть он, хотя его и не было в line up’e на этом танцполе. Мы его спросили, в чем тут дело, на что он ответил «мы так решили». Кто решил, непонятно! Мы посоветовались с Артуром и сказали, что «пусть подойдет стейч-менеджер и все объяснит». Через 10 минут снова приходит Fish и говорит, что все танцполы кроме главного закрыли, а он так и не сыграл нигде. В итоге мы ему уступили. Я до сих пор не знаю, в чем причина всего этого, почему закрыли танцполы и сократили наше время.

Что касается ди-джеев, то мне не удалось послушать многих так, как я до этого сам для себя планировал. Это связано с тем, что было очень много зон, и пробираться от одной зоны сквозь толпу в другую было достаточно тяжело. К тому же там такие лабиринты, что нетрудно заблудиться. В итоге я послушал таких ди-джеев, как Anton Neumark, Arkady Air, King Roc, Тина Чарльз, Monica Electronica, а на главном – Dean Colemanс лейбла Yoshitoshi, Deep Dish. Фонаря послушал, т.к. просидел весь его сет в гримерке с King Roc, Градом и Пименовым.

Из всех этих выступлений я бы выделил Эйра, King Roc и Тину Чарльз. Dean Colemanпоказался мне слишком холодным. Возможно, это связано с проблемами с оборудованием. Кстати, мне запомнился ди-джейский стол. Я никогда такого не видел. Там стояли 4 тысячных cd-проигрывателя Pioneer, микшерный пульт Pioneer 1000, 4 вертушки, куча синтезаторов, эффектор Pioneer 1000, который многие использовали, Град в том числе. Так вот у Dean Coleman’a что-то там не получалось. Видимо поэтому он грустновато сыграл.

Deep Dish понравились в плане управления толпой, как они играли для пятитысячной аудитории, которая стояла перед ними. Правда потом московские клаберы жаловались, что Deep Dish играли попсу, но не все же должны играть tech house или minimal techno. Говорить, что их музыка неинтересна, по меньшей мере, несправедливо. Они мировые звезды, которые добились очень многого, и если тебе нравятся другие ди-джеи, приглашай их на отдельные мероприятия. А на FortDance, где собирается 5 тысяч человек, думаю, немногие понимают, что такое minimal techno. Все-таки большие рейвы собирают, мягко скажу, непродвинутую публику. Deep Dish играли progressive house с примесями electro звучания. В любом нашем казанском клубе это прошло бы на ура.

Пообщался с King Roc’om, обменялся с ним контактами. Оказался очень обаятельным, скромным, но общительным молодым человеком. Сейчас я веду переговоры о его приглашении в «Арену». По стилю музыки (electro house) он очень подходит под наш клуб. Познакомился с Monica Electronica. Ее для России открыл Сергей Пименов. Сначала я подумал, что это какая-то модель, но потом оказалось, что она ди-джей. Также для себя отметил, что 70 % ди-джеев использовали cd в своих сетах. Начиная с Dean Coleman’a вплоть до нашего сэта вообще никто не использовал винил.

CD vs Vinyl

Я пришел к такому мнению, что технически cd гораздо удобнее использовать. Во-первых, они не грязнятся и не царапаются как пластинки. Во-вторых, новый материал появляется раньше, чем выпускают пластинки. Вчера звонил Антону Ньюмарку, а он мне говорит: «Слушай, я записал три новых трека, скинул их на ftp, дам тебе пароль, можешь скачать». Бойко мне сейчас также присылает. Iceman’у Град высылает. Так гораздо быстрее. В-третьих, носить пластинки физически тяжело. У меня остеохондроз обостряется из-за пластинок. Если кому-то кажется, что легко носить сумку с пластинками, пусть попробует поносить 30 кг на одном плече. Сейчас в моих сетах 70 % занимает cd, и я этого не скрываю.

Также продолжаю покупать пластинки. Для меня это хобби. Я отдаю должное виниловой культуре, и стараюсь покупать на пластинках те треки, которые будут актуальны для меня и через 20-30 лет. Это chill out музыка, deep house, techno и т.п. Нет смысла покупать однодневные хиты на виниле. Их надо будет продавать, но продать уже практически некому. В Казани три-четыре ди-джея играют на виниле, при чем покупают винил изредка, остальные используют cd. Поэтому я покупаю винил, который можно будет поиграть в баре или для друзей. Сейчас открывается много баров, которые начинают приглашать ди-джеев, и это меня очень радует.

Может рейв в Казани провести?!

За три недели до FortDance меня пригласили принять участие в фестивале Depo Music 2006, который устраивала московская компания Unstoppable Entertainment. Я очень рад, что меня туда позвали. Участниками мероприятия были Фонарь, Град, Anton Neumark, Дмитрий Коржов и др. Была офигенная организация. Рейв проходил в большом ангаре ремонтной базы, которая находится в 30 км от Орска, до которого, в свою очередь надо ехать 70 км от Оренбурга, и собрал 7 тыс. человек. Мы видели машины из Самары, Казани и др. городов, соответственно были люди из Новотроицка, Орска и Оренбурга. Все было на таком высшем уровне, что я никогда не видел такой организации, даже на FortDance. Все было продумано до мелочей. Даже специально построили здание с туалетами. Не просто поставили кабинки, а установили унитазы, в которых спускалась вода. Построили специальную vip-зону с меховыми диванами. Устроили лучшее лазерное шоу от фирмы Laser Kinetic. Они очень хорошо подошли ко всему. На FortDance все было круто, но только за счет спонсоров, а на Depo Music вообще не было спонсоров. Это меня поразило больше всего. Мне кажется, что они не только окупились, но и показали спонсорам, на что они способны.

Я разговаривал с Bazooka, одним из организаторов, на предмет проведения такого же рейва в Казани, и жду от Unstoppable Ent. предложения, т.к. считаю, что сейчас у нас назревает эпоха рейвов. Можно рейва два в год проводить, но только на высоком уровне. В Казани неглупая молодежь, везде побывала, все видела, а все эти open air’ы в лесах только убивают клубную культуру. Плохая организация, плохая охрана, плохой подбор ди-джеев, неопределенности с проведением вечеринок. Люди 10 раз подумают, прежде чем снова ехать туда. У нас вполне реально провести хороший рейв, санкционированный властями.

Арена. Свободный вход

Мы открылись и я рад тому ажиотажу, который сопутствовал открытию. За два дня мы побили рекорд по посещаемости и по выручке за всю историю «Арены». Если раньше это были Renaissance и Solaris, то в этом году Открытие.

В этом году мы ввели свободный вход в «Арену». Это абсолютно не связано с  конкурентами. Мы всегда стремились работать стратегически, старались загадывать на 2-3 года вперед. В этом наш плюс. Именно поэтому мы с каждым сезоном увеличиваем посещаемость и прибыль клуба. В этом сезоне мы даем возможность клаберам бывать в любимом клубе чаще. У «Арены» всегда была своя атмосфера. Я всегда читаю казанские форумы, и многие говорят, что в «Арене» своя, неповторимая атмосфера, атмосфера рейва, большого клубного праздника.

Были жалобы, что мало изменился интерьер. На самом деле, очень тяжело изменить интерьер в таком огромном клубе. Это дорого, и надо сразу закрываться минимум на 3-5 месяцев. К тому же, сколько не ездил по стране, такого авторского дизайна, особенно как в ди-джей кафе, практически нигде не встречал. В больших московских клубах практически нет дизайна. Стены, потолок, хороший звук, хороший свет и хорошая атмосфера. Я думаю, многие согласятся, что не стены красят клуб, а люди, которые туда пришли. Поэтому решили дизайн не изменять, а добавить звуковое и световое оборудование.

Поставили за ди-джеем плазменный экран. Я сам не ожидал, как будет офигенно смотреться ди-джей на фоне этого экрана. Сейчас мы докупаем видеокамеры, чтобы была живая трансляция на него. Добавили различные технические фишки: светодиодные панели, дымовые пушки и т.д. Кстати, на эти дымовые пушки можно надевать различные насадки и пускать через них не только дым, но и пену, снег, бумагу.  Мы также заказали дым-головы, но они пока на таможне зависли. Купили устройство для придания звуку психоакустического свойства, которое обычный звук расширяет и делает более объемным.

Мы закрыли второй танцпол, т.к. эта идея не удалась. Может это из-за бара, может из-за того, что звук на главном танцполе лучше. В этом году мы сделали там кинобар, который будет работать как второй танцпол только на крупных мероприятиях. Оставили rnb-кафе. В связи с бесплатным входом мы планируем интерактивное шоу «Бар-Сцена». Бар и бармены будут принимать активное участие в работе клуба. Мы будем устраивать барные акции со спонсорами, чтобы продвигать бар, культуру пития, которой, я считаю, у нас пока нет. Все пьют либо водку, либо пиво, а о множестве коктейлей даже не подразумевают. Я разговаривал с Сергеем Грибковым, президентом бармен-ассоциации России, и он говорил, немногие знают, что различные коктейли дают нужный для владельцев клубов эффект. Люди задерживаются на танцполе, начинают веселиться, общаться. Это мы и хотим донести до клаберов.

Основная фишка этого сезона – новые мероприятия. Хочу сказать большое спасибо «Эрмитажу». Когда он открылся, был определенный толчок в движении города по привозу импортных звезд. Сейчас мне гораздо легче убеждать владельцев клуба в том, что это нужно, что это не пустой выброс денег, а создание определенного имиджа клуба и позиционирование его как места, в которое приезжают мировые звезды. В этом плане я могу гордиться прошлым годом. Мы успели привезти того же D.Ramirez’a, который был уже известным ди-джеем, но еще только начинал свое восхождении в мировую элиту. Сейчас он входит в тройку лидеров среди продюсеров в стиле electro house. Та же Madonna сейчас заказывает ему свои ремиксы, те же New Order. Нам повезло. Такие люди, как Tom Neville и Narсotic Trust, к нам приезжали. В этом году мы также планируем раз в месяц привоз фирменных артистов, а в остальные субботы привоз различных шоу и российских ди-джеев.

Мы уже привезли Dan Tait’a, и он остался очень хорошего мнения о клубе. На вопрос, как тебе «Арена», он ответил «Fantastic club!» Он был в Санкт-Петербурге, Москве, Анапе и Казани. После сета он сказал, что в Казани публика ему понравилась больше всего. Мне самому нравится играть в Арене, т.к. здесь, несмотря на то, что, может быть, люди не так хорошо разбираются в музыке, но они открыты музыке и танцам, они не идут показать себя, показать какая у них новая майка и т.п.

Dan Tait должен был играть на dvj-аппаратах, но оказалось, что они не входят в стоимость его гонорара. Мы попробовали их арендовать в Москве, но аренда оказалось очень дорогой (€2000), поэтому не получилось. Вместо этого он привез специальный видеоряд, на котором я заметил логотип G-Club. Когда я спросил, какое отношение он имеет к G-Club, он ответил, что он один из участников этого house проекта. Он также является официальным представителем фирмы Pioneer. Pioneer хочет произвести в этом году революцию в плане диви-джеинга. Если раньше аппарат для диви-джеев стоил €3000, то теперь они делают модель Pioneer DVJ 1000, который будет стоить всего €900 и объединяит в себе аппарат для dvd и cd-ди-джеев. Таким образом, он будет стоить дешевле, чем обычный Pioneer 1000. Dan Tait сказал, что в следующий раз бесплатно его с собой привезет, т.к. он уже стоит у него дома, и он сейчас на нем тренируется. Он не мог его взять в эту поездку, потому что он нигде не продаются и его нельзя нигде использовать.

Клубов должно быть больше

Мы стараемся работать с клаберами честно, относиться к ним так, как хотели, чтобы они относились к нам. Это залог успеха в клубном бизнесе. Стопроцентная отдача на клаберов. Они чувствуют это. Я уверен, что популярность «Арены» в том, что те люди, которые здесь работают, работают со стопроцентной отдачей. Мы работаем как одна большая семья. Какой бы клуб не открылся, я желаю ему успехов, потому что количество рождает качество. Остаются те, кто правильно работает.

Я считаю, что рынок не исчерпан. Можно открыть еще два-три клуба-тысячника. С каждым годом у нас растет покупательская способность населения. Все понимают, что лучше отдыхать в клубах, а не тусоваться по подворотням. Я сказал о тысячных клубах, а говоря о клубах вместимостью 100-150 человек, таких можно 30 открыть. Не понимаю, почему люди не открывают такие клубы. Видимо мало людей, которые действительно смогут сделать хороший клуб. В Казани кроме Ozone Pro я назвал бы еще Metromusic, правда, с натяжкой, если принять во внимание, что получилось с «Эрмитажем». Они вошли туда одной командой, а через год ушел Johnson, отказался от должности арт-директора Ozz. Это из-за того, что нет команды. Один человек с этим не справится. Это очень тяжелая работа, и поэтому я надеюсь, что появятся новые промо-лейблы, которые возьмут на себя клубы.

Но ничего не добиться без проб и ошибок. Надо рисковать, не забывая при этом о будущем. У нас много людей с деньгами, но людей, которые смогут реализовать такой проект как клуб, практически нет. Я это прекрасно знаю, потому что нам предложения поступают несколько раз в месяц. Сейчас у нас лежат четыре предложения, два из которых вообще из другого города. Такие же предложения, я уверен, поступают другим промоутерам. Не надо бояться, надо делать. Не получилось, еще раз пытаться. Когда мне говорят, что должен открыться новый клуб, я всегда спрашиваю, кто в нем арт-директор. Когда говорят, что не знают, я  успокаиваюсь. Если люди открывают клуб, и даже не подумали, кто им будет заниматься, то все становится с этим клубом понятно.

Главное не стены. Можно хоть все стены увешать плазмами, сделать золотые унитазы – народ сходит на открытие и все, никого туда больше не заманишь, никакими привозами не справишься.

Меня радует одно, что сейчас есть люди, которые хотят открывать клубы, есть инвесторы. Если раньше днем с огнем никого не заманишь в клубный бизнес, легче было открыть киоск с игровыми автоматами или продуктовый магазин, то сейчас все эти сферы бизнеса поделены. Поэтому многие стали смотреть в сторону клубного бизнеса. Открывать клубы становится тенденцией. Люди хотят зарабатывать и в этой отрасли. Я сам жду открытия новых клубов, чтобы посмотреть, как ребята будут работать, чтобы почерпнуть для себя что-то новое, чтобы сделать ставку на те моменты, которых нет в тех клубах.

Музыка и стили

Буквально на днях разговаривал с одним казанским ди-джеем и он сказал, что есть такой пиратский сайт recordings.ru, и ему так надоело качать оттуда музыку, потому что какую бы музыку он не начинал у играть, он слышит те же треки у других ди-джеев. У нас такая ситуация, что 90 % музыки, которую играют в Казани, по крайней мере, в танцевальных клубах, включая rhb и house, качается с этого сайта, и 70 % из этой музыки одно и то же. Первая причина в том, что мало клубов. Все клубы вынуждены подстраиваться под потребителя. Если есть хит «Летящей походкой», его должны играть в клубах, потому что его все знают. Из-за того, что мало клубов, у клубов нет музыкального лица. Мы планировали сделать «Штат 51» более стильным местом в музыкальном плане – не получилось, потому что люди, на которых мы работаем, хотят слышать, прежде всего, то, что они уже слышали. Поэтому мы поменяли музыкальную концепцию. Вторая причина того, что в клубах играет однообразная музыка – отсутствие масс-медиа. В той же Москве 4 радиостанции, вещающих разную танцевальную музыку, множество программ и т.д. У нас в Казани кроме Динамит FM, Metromusic on Air и Ozone Channel больше ничего нет. Это большой минус в сторону ди-джеев. Когда мне молодые ди-джеи говорят, что им негде играть dnb, например, мне не понятно, что они сделали для продвижения этого стиля в масс-культуру. Только сидят и говорят, как все плохо.

У нас много радиостанций, на которых свободны ночные эфиры. Почему не отдать одну ночь dnb, одну ночь techno музыке. Те, кому это нравится, будут слушать. Что мы хотим от людей, если на них с одной стороны давит попса, а с другой rnb. У них не настолько открыто сознание, чтобы воспринимать новое в клубах. Давайте продвигать это, такое у меня обращение ко всем ди-джеям. В свое время я просто приходил на радио и говорил, что хочу вести программу бесплатно. До сих пор, кстати, ни копейки не получил. Как начал работать на радио «Волга» с 1996 года, так до сих пор работаю бесплатно. Зарабатываю я другим, и мне просто это доставляет душевное удовлетворение. Когда в прошлом году я планировал закрыть проект Ozone Channel из-за нехватки времени, меня многие отговаривали, т.к. несколько тысяч людей потеряют это время по понедельникам, когда они слушают передачу. Я вспомнил себя и решил, что лучше меньше поспать, но выкроить времени для программы. Сейчас я готовлю новый проект на одной радиостанции, уже есть договоренности. Полтора года вынашивал идею. Это будет популярная радиопередача для развития клубной культуры.

Планы

Как ди-джей я  хочу заняться написанием музыки. Уже давно пытаюсь начать это делать. Записывал программы на компьютер, но как-то не получается. Видимо я пока к этому не совсем готов. Недавно узнал про месячные курсы в Москве по изучению музыкального оборудования в школе ди-джей Грува, может на  них записаться? В Казани я пытался несколько раз при помощи моих знакомых освоить азы написания музыки, но это нереально. Приходит мой знакомый, который знает все от начала до конца и начинает «объяснять»: «Тут все понятно, это нажал, это покрутил, все пока». В итоге ничего непонятно. Но все же договорился с одним казанским музыкантом, который будет обучать меня программе Ableton Live. Многие мировые ди-джеи ее используют. Я хочу использовать ее для создания радио-эфиров и ди-джейских сетов, которые будут выпускаться на дисках. Эта программа позволяет использовать различные эффекты, сэмплировать часть треков и т.д.

В плане ди-джеинга у меня есть цель – продвигать свое имя и имена казанских ди-джеев вплоть до заграницы. Я считаю, что достиг цели на российском уровне. На всех значимых российских мероприятиях я уже был, во всех крупнейших городах тоже. Я хочу расти технически, уже заказал себе эффектор Pioneer. Буду сам на нем работать и подключать к этому резидентов «Арены». Кстати, хочу провести городской мастер класс по ди-джеингу: собрать на нем порядка 1000 человек, желающих узнать, что такое искусство ди-джея. Судя по звонкам на программу и в «Арену» количество желающих стать ди-джеем с годами не убавляется. Это будет шоу с участием ведущих ди-джеев города, которые расскажут и покажут свое умение.

В качестве промоутера я и Ozone Pro планируем раскручивать новые заведения и вечеринки. Также мне нравится, как стал работать Андрей Питулов с Dancing People. Он хочет развить эту идею вплоть до создания федерального лейбла. Сначала проведем по городам, а потом возможно проведение и Dancing People Russia.

Жизненные планы. Хочу, наконец, заняться своим здоровьем, заниматься спортом, потому что ночная жизнь заставляет тратить очень много энергии. Хочу благополучия в семье, у меня растет сын, уже одевает наушники, тыкает всякие кнопочки. Может он и не станет ди-джеем, но я хочу, чтобы он вырос всесторонне развитым и образованным человеком. Сделаю все от меня зависящее, чтобы он почерпнул из жизни гораздо больше меня. Для этого я и работаю.

Пожелания

Открытой души и открытого разума. Старайтесь черпать для себя все новое во всех сферах жизни: в любви, в работе, в отдыхе. Старайтесь чувствовать других людей, ставьте себя на их место. Чаше улыбайтесь, ведь жизнь такая сложная штука. Улыбка заставляет нас верить в доброе и хорошее. Все у нас получиться. Жизнь прекрасна.