Эхо лета

Когда смотришь на все то уныние, которое творится осенью, становится немного грустно. Начинаешь носталгировать по теплому лету и веселым жарким вечеринкам на пляже до рассвета. Неутомимому Шамилю Ому тоже есть, что вспомнить, ведь он успел побывать этим летом на Казантипе, а прошлым на Ибице.

– Шамиль, ты был на Ибице, расскажи, что из себя сейчас представляет в настоящее время этот остров? Как вы туда попали?

Я думаю, как у всех людей, связанных с клубной культурой, Ибица является некой «Меккой», островом номер один, где можно услышать и увидеть все то лучшее, что было создано за эти 20 лет существования клубной культуры во всем мире. И, как многие люди ездят на различные всемирные выставки, так многие клабберы, ди-джеи и промоутеры посещают Ибицу, чтобы увидеть и прочувствовать весь этот мир, увидеть все то лучшее, что там показано – аудио и визуальные инсталляции, перфоманс, танцоров, уровень проведения вечеринок. К сожалению, тоже самое нельзя сказать о гостиницах. Дело в том, что вся молодежь просто не устраивается туда жить, так что гостиничный менеджмент там весьма посредственный.

— Шамиль, а вообще с чего началась ибица? Как она поднималась?

Думаю на этот вопрос лучше расскажет интернет, я лишь слышал что в 70-е годы этот остров облюбовали хиппи, появились первые бары и пошло-поехало!

— Много ли на Ибице играют приглашенных русских ди-джеев? Кто был первопроходцем на этом поприще?

Пока не много, как в принципе и везде заграницей, без рекомендации или своего заслуженного музыкального имени, трудно пробиться в топ ди-джеев (хотя недавно узнал что некоторые состоятельные русские ди-джеи покупают себе резиденцию на ибице).

— Есть ли на Ибице некий «экзклюзив», какая-то фишка, которая присутствует только там? Например, на Казантипе той самой фишкой является «Желтый чемодан».

Ибица — это и есть эксклюзив!

— Были ли у вас забавные, необычные случаи во время присутствия на Ибице?

Ежедневная проблема на Ибице – куда пойти. Первые три дня я посещал три четыре клуба за ночь. И на третий день человек, через которого я покупал билеты, сказал, что я наверное, из России, потому что так поступают только русские – это их характерное отличие, что хотят все сразу успеть. А так как я был здесь первый раз, то много моих друзей пожелали мне хорошей дороги и, по возможности, все увидеть и рассказать. Вообще, русских на Ибице немного. Нас прилетел целый самолет и увидел я их только в самом конце. Очень много европейцев, американцев, японцев. Лично мне удалось отыграть в одном из баров, не помню только его название. На Ибице очень хорошо развита система preparty. Где-то до часа ночи все тусуются в барах, потом идут в клубы. Танцев в самом баре не было, но публика не расходилась – и это для меня самое главное. Чтобы поиграть в мейнстрим клубах, надо обладать определенными знакомствами и рекомендациями. Кстати в этом баре и случился забавный случай — на просмотре матча «Россия — Англия» наши забили гол, я вскочил и закричал: «Гооол, суки Гооол!» и через секунду заметил что по радовался один я, а вокруг нахмурившись на меня смотрели 50(!) англичан. Было страшно, но гордо!

— Плавно переходя от разговоров про Ибицу к клубной «Мекке» российской, хотелось бы спросить — сколько раз ты был на Казантипе?

Впервые, я с Артуром Хосровяном поехал на Казантип в 1998 году, когда он проводился на территории заброшенной атомной станции, недалеко от мыса Казантип, откуда, кстати, и пошло название фестиваля. Изначально этот фестиваль был «спортивной тусовкой» здесь собирались всевозможные кайтеры и серфингисты. После того, как фестиваль набрал ход, на него стали съезжаться ди-джеи со всей России. Все переросло в глобальное действие, где в 2008 году мы и присутствовали. В начале же, на фестивале было всего два танцпола. Никаких заборов – все было бесплатно, даже туалеты. Проходило это где-то месяц, в течение которого Казантип посещало не более пяти тысяч человек. В 2000 году фестиваль переехал в село Поповка, что неподалеку от Евпатории. В этом году Казантипу исполнилось пятнадцать лет. Выросла и его популярность сейчас за месяц фестиваль посещают до 150 тысяч человек.

— Что было нового на Казантипе-2008?

Подняли цены. Каждый год они растут. С одной стороны, я понимаю организаторов, ведь с каждым годом растут и гонорары, и цены на билеты и оборудование. Но тут как посмотреть на эту ситуацию. Если сравнивать Казантип с европейскими фестивалями, то у нас он самый дешевый – идет целый месяц и стоит всего 150 евро. На европейских же фестивалях за три дня вам придется выложить до 300 евро. Не забыли в этом году на Казантипе и про ветеранов. Желтый чемодан – это своеобразный фетиш Казантипа, сохранился и поныне, но, к сожалению, людей с данным аксессуаром в этом году было гораздо меньше, чем в предыдущих фестивалях. Почему? С чемоданом нужно всегда ходить, чтобы проходить в нужные тебе места на фестивале. Люди и тут шли на хитрости – я нередко видел такое, что к чемоданам приделывали ремни и носили на манер рюкзаков, либо делали мобильный вариант на колесиках. Были даже варианты с миниатюрными чемоданами, размером с ноутбук и даже меньше, но их запретили. Имея чемодан, нужно было его зарегистрировать, при этом людям не давалось никаких справок и проходных – таковым являлся желтый чемодан. Также к изменениям можно отнести сокращение количества танцполов.

В этом году действовали: главная танцевальная площадка, которая работала только по пятницам и субботам, это также танцпол «Инсайд», где мы как раз и играли с Камалом. Это танцпол «Kiss fm», который принадлежал украинской радиостанции, у которого, кстати, было второе название – «Есть чо?». Также был танцпол «Burn», спонсируемый компанией-производителем энергетического напитка, стоявший на сваях в пятидесяти метрах от берега, рядом с пирсом. Название этой площадки было соответствующее – «Айсберг». Чем он был хорош, так это, наверное, закатами. В один из дней, под вечер, когда садилось солнце, играл Град. Так половина отдыхающих Казантипа собралась там и, кто как, свесив ноги в воду, или просто стоя, провожали солнце аплодисментами, под музыку ди-джея, который в это время играл спокойный лаундж. Было очень красиво.

Дальше был питерский танцпол, принадлежащий Лене Поповой. Он мне не очень понравился, потому, что там было непонятное расписание, из-за которого было неясно, какой ди-джей должен играть, а какой – нет. Ну и самый большой негатив вызвало то, что там по утрам играл самый настоящий шансон. Оказывается, Лена Попова фанатка этой музыки. А ведь раньше это был популярный танцпол, где играли drum’n’bass, техно, брейкс… Неудивительно, что в этом году там было мало людей. Также на фестивале находился танцпол «Евро», пользующийся в этом году большой популярностью, по причине того, что там играли в основном московские ди-джеи, такие, как Спирит, Шушукин, Сапунов. Кстати, в этом году, рядом с «Евро», открыли «Белый бар», принадлежащий проекту «Венгеров и Федоров». Размерами бар был небольшой, барная стойка длиной не больше пяти метров, но популярности ему было хоть отбавляй – все известные диск-жокеи фестиваля собирались там, общались, купались и загорали.

Затем был танцпол в амфитеатре, где играли непопулярные стили, и массовостью он не пользовался. В этом году появилась новая фишка фестиваля – рядом с Казантипом открылся «Марс», по территории сопоставимый с размерами самого фестиваля, который представлял собой огороженный пляж от остальных посетителей. Предназначался он для ветеранов Казантипа, ди-джеев и их друзей, а также людей с очень большими связями. Попасть туда простому смертному было нереально – всевозможным «гопникам» или «новым украинцам», как мы их называли, вход был воспрещен. Ведь фестиваль это все-таки очень много посторонних людей. В этом году была введена карта «Друг народа» и получить ее было почти невозможно – а ведь с помощью нее можно было попасть на столь «желанный Марс». Из-за этого территория «Марса» была практически пустая. Там было всего три танцпола, один из которых – трансовый. На «Марс» уходили, чтобы уединиться, скрыться от надоедливой толпы. И не только – преимущество «Марса» была в том, что у него практически пустой пляж, где можно было спокойно полежать, в отличие от пляжей Казантипа, где «яблоку негде было упасть».

Еще в этом году на «Марсе» появился танцпол одного из российских олигархов, стоимостью в два с лишним миллионов евро. Грандиозное сооружение, которое за все время нашего присутствия, а это более пяти дней, так и не работало. Нам объяснили, что танцпол начинает работать, когда прилетает сам олигарх со своими друзьями на вертолете. Так, в день закрытия, когда сей олигарх появился, выступали такие группы, как «Виагра», певцы Агутин и Пресняков. Представьте: семь человек, олигарх и его друзья – и все это действие только для них! Артисты, танцпол размером с «Ареновский», качественный звук и свет, бассейн внутри. Внизу же танцевальной площадки построен ресторан, тренажерный зал… Вот так вот некоторые олигархи любят Казантип!

Стало больше кафе вокруг Казантипа, что, несомненно, радует, в отличие от прошлых времен, когда на весь фестиваль работало лишь несколько столовых. По слухам, российские олигархи выкупили пятнадцать километров пляжа перед Казантипом, где собираются построить «русскую Ибицу», что в принципе логично, потому что погодные условия там отличные, особенно для серфингистов – ведь это волны, постоянные ветра и песчаный пляж.

— На каких танцевальных площадках ты еще играл?

Когда мы с Артуром были на Казантипе в 1998 году, мы играли целую ночь. В этом же году наш хороший друг, один из владельцев танцпола «Инсайд», пригласил отыграть сет. Ему еще в прошлом году понравилось, как мы играли в Казани, после чего он нас позвал и на свою площадку, вот уже второй год подряд. Плюс в этом году мы играли на танцполе «Айсберг». Кстати, «Инсайд» отличался от всех остальных танцполов тем, что там играли преимущественно коммерческую музыку, и поэтому он был всегда битком круглые сутки, в отличие от «Айсберга», где с утра очень было холодно. «Инсайд» считался самым популярным танцполом, и там играли такие ди-джеи, как Катрин Весна, Бойко, Град, Володя Фонарев и другие.

Кстати, на следующий год есть предложение устроить на фестивале целую вечеринку от Казани на танцполе «Инсайд» и, если все будет хорошо, можно будет собрать целый автобус из Казани на Казантип.

— Многие говорят, что на Казантипе нет того самого «старого духа». Согласен ли ты с этой точкой зрения?

Я считаю, что выражение «потерял свой старый дух» то же самое, что «сейчас мир изменился и стал другим». Я стараюсь философски относиться к подобным выражениям. В свое время моя мама говорила мне, что музыка совсем не та пошла, как было в ее годы, а я сейчас говорю это про современную музыку, что она хуже, чем была раньше! Просто люди взрослеют, у них становятся другие приоритеты. Когда тебе было восемнадцать лет, и ты с баллоном пива был счастлив пройти бесплатно на Казантип и танцевать всю ночь до утра. Сейчас тебе 25 лет ты приезжаешь снова на фестиваль, где, во-первых, стало все дороже по деньгам, видишь кругом счастливых восемнадцатилетних юношей и девушек с тем же баллоном пива в руке, то тебе кажется, что это чуть-чуть не то. В любом случае можно увидеть свои плюсы и минусы. Современный Казантип мне гораздо симпатичней. Ведь раньше все было бесплатно и, слава богу, что об этом знало мало людей. Если фестиваль начнут посещать толпы «халявщиков», то начнутся всевозможные беспорядки и грабежи, которые, кстати, имело место в ограниченных количествах и в этом году.

Это же неподалеку от деревни. Представьте себе вот нашу казанскую деревню. Что случится, если туда привезти 20 тысяч человек на месяц? Милиции-то на всех не хватит. Из хорошего стоит упомянуть ситуацию с жильем. Появилось множество пансионов, в которых можно жить и питаться. Стал выше уровень мастерства ди-джеев, было приглашено много звезд (Infected Mushrooms, Dubfire, Zabiela и др). Помимо этого, иностранцы, которых знают только музыканты, играли каждую неделю, каждый день. Все это говорит о международном статусе фестиваля. Пусть за это приходится платить, но это правильно – бесплатный сыр бывает только в мышеловке!

Фестивали, на которых я был, на которых был Артур, в отличие от Казантипа, очень проигрывают ему. Это некое «действие» продолжительностью в два-три дня, это ангары максимум на 7 тысяч гостей, в которые нельзя зайти, это когда ди-джея толком не слышно – и все это за приличные деньги. На Казантипе же тот «свойский дух» по-прежнему сохранился. Например, ди-джей всегда на расстоянии вытянутой руки, и ты можешь спокойно подойти к нему и поговорить. Ты можешь выбрать из разных танцполов что-то себе подходящее. Кстати, забавная вещь — если на «Инсайде» играли коммерцию, то на других танцполах звучал минимал техно. И, под конец фестиваля, на заборах можно было наблюдать интересную надпись: «Заебал минимал!». Это говорит о том, что диск-жокеи приезжая на Казантип, отрываются и начинают, наконец, играть то, что им нравится. Видимо, в регионах по-прежнему продолжают играть «попсу».

— Сказалась ли тяжелая политическая ситуация между Россией и Украиной на Казантипе?

Я нисколько не заметил. Вначале были беспокойства, когда начался грузино-осетинский конфликт, но оказалось, что все напрасно. Ни при проверке документов, ни в последующих ситуациях никаких проблем не возникало. И потом, на Крыме пророссийские настроения. Дело доходило до того, что когда едешь в такси, то слышишь разговоры о том, как же плохо жить на Украине, как жалко, что они отсоединились от России.

— Были ли изменения в музыкальной политике Казантипа?

Второй год подряд звучит техно музыка, в процентном соотношении от 70 до 90 процентов. Меньше стало drum’n’bass, брейкса. Практически нет транса, кроме закрытого танцпола на «Марсе». Нет подстилей хаус-музыки. В-основном играет техно, что мне не нравится. Если есть семь танцевальных площадок, то я считаю, что хотя бы три-четыре должны различаться по стилям.

— Случались ли у вас конфликтные ситуации на Казантипе?

Конфликтов у нас не было. Раньше были ситуации чисто администраторского характера, когда нас заявляли, мы приходили, после чего выяснилось, что это время отдали еще каким-нибудь ди-джеям. В этом году за танцполами следила Наташа Урман, с чем хорошо справлялась и, когда мы приехали, оказалось, что нас не было в списке выступающих. За предельно короткое время этот вопрос был решен.

— Как Казантип изменится в следующем году?

Я уверен, что будет больше приглашенных звезд-гостей. Уверен, что вырастет цена за вход. Если в прошлом году стоимость входа была сто евро, то в этом уже составила 150 евро. И надеюсь, что музыкальная политика будет более глобальной. Казантип изменяется. Раньше я четыре года подряд не ездил на фестиваль, потому что мне там не нравилась публика и условия.

— Известен ли в Европе и популярен ли там Казантип?

Так как артистов привозили за большие деньги, например дапфайр за 30 тысяч долларов, хотя стоит он на порядок дешевле, то вряд ли. Правда, стоит привести пример с «infected mushrooms», которые каждый год приезжают в Крым отдохнуть.

Пока на Западе более известен «Fort dance», хотя с каждым годом Казантип набирает обороты и туда все больше приезжает иностранцев. Положительные отзывы о фестивале, например, пишутся в d j m a g . c o m .

Также развитию популярности Казантипа способствует то, что Украина уже считается серьезной частью Европы, а также развитый украинский клубный бизнес, в отличие от России. У них только федеральных клубных радиостанции более четырех, у нас же только две. На Украине помимо радиостанций существуют два глянцевых клубных журнала. У нас же только журнал «Ди-джей», и то только в Москве.

На Украине имена приезжающих артистов гораздо круче, чем в России. Это, например, Пит Тонг, который у нас бывает раз в год, а у них по нескольку раз за двенадцать месяцев. Это связано с политикой государства. Играет свою роль и международная политика. Многие ди-джеи личности мнительные, и может, действительно для многих, Россия – это образ медведей, гуляющих по улицам. Мне очень не нравится, что мы отстаем в этом вопросе. В качестве промоушена точно отстаем, может у нас ди-джеи и музыканты лучше, но вот такой мощной пропаганды совершенно не существует. Вообщем есть над чем работать.

Ник Сайт