R’n’b в Москве и России. Part Two

Культура r’n’b в нашей стране заметно развивается, и несмотря на то, что ее фундамент заложен всего пару лет назад, современная молодежь все больше становится частью хип-хоп движения, шагающего уверенным шагом из США по другим странам мира. В Москве пока немного клубов, где основной музыкальный формат составляет «черная» музыка, но общие тенденции обещают нам подарить в ближайшее время еще несколько концептуальных мест, рассчитанных на разную по социальному статусу аудиторию. Что же касается столичных команд, продвигающих r’n’b, то в основном это молодые ребята, за спиной которых не так много опыта в клубной деятельности, но уже проявившие себя успешными проектами. В рамках продолжения рассказа об одной из самых молодых культур на клубной сцене страны, началом которого послужило интервью с А. Толмацким, мы встретились с арт-директором модного клуба «One 1More», одним из участников команды Private Pro — Мишей Кабановым.

О насущном. На каком уровне r’n’b в нашей стране?

16Развивается. Чтобы вывести многих из заблуждения скажу сразу, что развивает эту культуру далеко не Толмацкий. Вопреки его суждениям, причем он так часто об этом говорит, что наверно уже уверовал сам, развивает r’n’b не только он. Конечно, он вносит какой-то мизерный вклад в развитие хип-хопа в России некоторыми движениями, однако продиктованы эти движения лишь стремлением заработать на том, что модно. Культуру двигают в основном талантливые исполнители. Хочу рассказать о волне r’n’b от лица Private Pro, из участников которой в этой культуре я раньше всех. В 95-м году, когда только вышел хит «Gangsta Paradise», я находился в Америке, где хип-хоп уже вовсю процветал. В нашей стране на тот момент существовало свое движение, но на уровне: «рэпперы подрались с металлистами», а осмысленное понятие культуры представляло из себя глубокий underground. Люди у нас тогда вообще не понимали, что это такое. Второй раз я поехал в Нью-Йорк в 97-м, и вернулся на новой волне: шмотки от Tommy, в полном стайле. В Москве из моих близких никто даже не представлял себе эту моду, а я был единственным, кто ходил в институт в широких штанах. С того времени культура очень сильно поднялась во всех отношениях, но сравнивать Россию с европейскими странами пока рано. Если Германия и Франция — две страны, где хип-хоп на очень высоком уровне, то к нам все дойдет гораздо позже. По культуре r’n’b Франция является второй державой после Америки, Германия — на третьем месте, и это благодаря сильным артистам. Кстати, хип-хоп движение на высоком уровне в Польше и на их национальном канале VIVA сейчас 80% хип-хопа, причем польского. Туда все доходит чуть раньше, так что в скором времени в таком масштабе придет и к нам.

То есть то что сейчас происходит только начало? 

Кто-то утверждает, что r’n’b культура загнется, но это такая тема, которая станет классикой. Например, house никогда не выйдет из моды, он может только видоизменится. Тоже самое касается и r’n’b — музыка появилась, заняла свою нишу, и всегда будет оставаться культурой, от которой люди будут «торчать». Хип-хоп достаточно спортивная волна, и вообще оказывает влияние на жизнь современной молодежи. Кто живет этой культурой — тот поймет. Есть люди, просто тусующиеся в клубах, потому что это модно, а есть приверженцы, кто останется навсегда.

Немного об истории Private Pro…

В нашей команде 4 человека: три Миши, поэтому на логотипе команды изображен медведь, и недавно появился четвертый участник. Зовут его Сережа, но думаю, скоро его переименуем. Первые вечеринки мы начали делать в начале 2004-го в клубе «Окно», сейчас «Бар №1», и можно сказать, что Private Pro его подняли — все, что было слышно об этом клубе, было слышно о нас. «Окно» находилось в жестком андеграунде, но наши вечеринки собирали нормальную публику, более высокого уровня, чем само заведение. Рэп слушаем давно и продвигали его еще в 2002-м году, правда, немного в других масштабах. Тогда мы собирались на большой квартире у знакомого на Тверской, и делали home party. Сначала приходило около 20-ти человек, потом 30, потом 50… Ни квартира в которой мы собирались, ни соседи, жившие рядом, не готовы были выдерживать такой action, и мы решили, что будет проще переместить тусовку в другое место. Решили попробовать в «Окне», и первый раз пригласили только своих друзей. Название Private Pro выбрано не случайно — в нем логично присутствует элемент закрытости. Мы и сейчас работаем не для всех, и хотя в «One 1More» приходят не только друзья, критерии выбора гостей остались похожими.

Как вам удалось договориться с «Марикой»? 

В «Окне» работали долгое время, не собираясь оттуда уходить, но само заведение, скажем прямо, было так себе. Позже на нас вышел один из руководителей клуба «Марика», которого как-то раз затащила на одну из наших вечеринок его девушка. Ему понравилось, и он предложил нам работать у него, потому что клуб по уровню был значительно выше, и наша публика ему полностью соответствовала. Решили перенести свой проект и сделали «Субботу в Марике», тем самым возродив легендарное заведение. В дальнейшем мы же делали его 20-тилетие — клуб очень старый, в нем тусовались еще наши родители. Соответственно, мы обосновались там, записали у знакомого на студии трек, посвященный проекту, и наши вечеринки пользовались достаточной популярностью. «Марика» была классным местом, но еще до нашего прихода из-за нерентабельности хозяин помещения решил нижний этаж сдать в аренду под бутик, причем на 10 лет. Этот договор он подписал еще до нас, и мы ничего не могли сделать. В августе 2005-го закрыли «Марику», озаботившись поиском нового помещения. Так нашли клуб «One 1More». Владельцы пытались делать здесь хоть что-то с помощью различных промо-команд, но ничего не удавалось, и когда в клуб пришли мы, на нас посмотрели скептически. После пробного мероприятия, когда в баре закончился практически весь алкоголь, владельцы целиком отдали нам арт-политику заведения.

И это уже третье место, куда за вами приходит ваша публика?

Со временем она фильтруется, но 20% друзей с нами с самого начала. Половина тусовки отсеялась еще в «Окне», в «Марике» появилась более состоятельная публика, с приходом сюда кто-то ушел, и кто-то присоединился. К раскрутке «One 1More» мы подошли имея достаточный опыт, опираясь на который, разработали оригинальную концепцию работы. Со временем, увидев масштабы происходящего, в клуб подтянулись спонсоры — в начале мая «Absolut» поставит для клуба летнюю веранду, которая будет лучшей на Арбате. Помимо всего мы сейчас готовим открытие пятниц, но уже в другом месте. В наши ближайшие планы также входит запуск линии одежды совместно с Максом Черницовым (Max Chernitsov). У него как раз подходящий для r’n’b культуры стайл, и он, кстати, является одним из наших VIP гостей, плюс ко всему и наш хороший друг, поэтому решили наладить партнерские отношения. Линия Private Pro Style by Max Chernitsov, думаю, непременно найдет своего покупателя благодаря креативу модельера и нашим идеям. Одежда будет недешевой и выставляться, скорее всего, в ЦУМе, но для наших клиентов она не будет казаться дорогой, ведь они привыкли покупать вещи ведущих мировых брендов, которые дешевыми никогда не были. Недавно на одну из наших вечеринок приезжали знакомые иностранцы, и, удивляясь, спрашивали: «У вас вся молодежь в клубах так дорого одета? На каждом человеке по несколько тысяч долларов». Да, это именно так, ведь чтобы попасть к нам надо выглядеть соответственно.

Насколько я понял, если брать r’n’b тусовку в целом, то Private Pro больше работают для VIP аудитории?

Да, и в Москве есть команды, которые также работают для них, но я считаю их основной проблемой — переизбыток пафоса, от которого люди уже немного устали. Конечно, r’n’b — это «понты», но в России менталитет другой, и все должно быть в меру. У нас же более свойская тусовка, в основном из-за того, что все друзья, все друг друга знают. На вечеринки Private Pro приходит богатая молодежь, причем та же самая, что ходит и на пафосные события, но многие больше предпочитают нас. Мы работаем без пафоса, и девочка с бешено богатыми родителями не придет к нам «понтоваться» — она придет отдыхать и общаться с друзьями. Из крупных мероприятий Private Pro можно выделить выезд в Египет в конце января. Идея не нова и прошлой зимой ее пытались реализовать другие промо-группы, но у них получалось более-менее. Мы же решили все сделать на другом уровне и привнести качество. В этом проекте сотрудничали с известной туристической фирмой, и откликнулось порядка 70-ти человек. С нами ездил один из самых известных r’n’b диджеев страны dj Dlee, резидент «One 1More» dj Kay и go go танцовщицы. Делали вечеринки в лучших клубах Шарм эль Шейха: филиале легендарного клуба Ибицы «Pacha» и в «Калигуле», также провели несколько закрытых мероприятий в отеле. Все перезнакомились и теперь каждую субботу с радостью встречаются в «One 1More». На майские праздники обязательно сделаем еще одну выездную сессию, но на этот раз тусовка заряжается в Турцию. Уже рассматриваем несколько отелей и в скором времени все утвердится.

Не думали организовать выезд в США?

В Америке есть интересные места, отдых гораздо дешевле, чем в Европе, и многие европейцы предпочитают ездить туда. Там есть и классные курорты, с прекрасной природой, и погружениями на рифы, все круче и дешевле, однако перелет и виза — проблема. Есть связи, и мы знаем, в какой город лучше ехать и в какие клубы сходить. В США я сам давно не ездил, но в ближайшее время планирую навестить своих друзей и пройтись по клубам, может быть позаимствовать свежие идеи…

Что ты можешь сказать о промо-группах D’Lux и VIP 77?

Да, я что-то про них слышал. В основном отзывы так себе. Помню, одни обещали привезти Akon, другие — K’Maro, в итоге 1-го апреля оба выступили у нас. Если мы обманываем людей только в праздник, когда принято обманывать, то они это делают постоянно. D’Lux боялись, что к ним и Coolio не приедет, поэтому не сильно его рекламировали. Сам концерт был организован не с целью сделать подарок поклонникам творчества этого артиста, а утереть нос второй команде. Как говоришь, она называется? VIP 77? Да, точно.

Члены этих двух команд ходят к вам в «One 1More»?

Я не face-control, поэтому вижу не всех, кто к нам заходит, но если они к нам и попадают, то должно быть грызут локти ночами, потому что у них все не так классно. Они кричат, что все у них окей, но все знают, что это не так. Конечно, стоит учесть, что хип-хоп культура основана на разбрасывании «понтов», и если ты живешь по законам, то приходится говорить: «У нас лучше, чем у всех», но стены «Infiniti» забыли, когда там тусовался хороший народ. Это из-за респекта к промо-группе D’Lux, а его давно нет. Все в мире r’n’b — вопросы респекта, без которого не может быть хорошей тусовки. Открылись они громко, но имея много денег это cможет почти каждый. Делать «вещи» без денег и удерживать качественную публику — вопрос профессионализма. На рекламу «Infiniti» было потрачено много средств, и сейчас они возомнили себя лучшими.

В Москве работают другие команды?

В последнее время их появляется очень много. Распечатать афиши и флаера, пригласить модных диджеев под силу каждому идиоту, даже ребенку, но одно дело просто сделать проект, и другое — учесть массу других нюансов, присущих промоутерской деятельности. На это дети не способны, что и показывает практика. Мы каждый день узнаем о появлении новых групп, устраивающих провальные «мега открытия». К сожалению, потом нигде не показывают, как владельцы заведений пинками выгоняют их с черного двора, но тот факт, что они не продолжают дальше работать, уже говорит сам за себя. Ко всему важно подходить с позиции бизнеса. Мы люди взрослые и делать вечеринки для нас в первую очередь бизнес, а дети занимаются самопиаром, и на афишах свое имя пишут огромными буквами, больше чем название клуба. Может у них проблемы с девочками или что-то еще, и они пытаются таким образом привлечь к себе внимание. У нас же подобных проблем нет — мы работаем на другом уровне. Нормальные ребята Quatro Amigos, и с ними у нас дружеские отношения. Наши команды из разных тусовок, но, тем не менее, они часто ходят к нам, а мы тусуемся у них. Люди, открывшие «Infiniti» и «B-Club», начинали гораздо раньше и с деньгами, поэтому сейчас более известны. Мы начали не так давно и продолжаем работать не с такими вложениями, но растем и в ближайшее время, думаю, догоним и пойдем дальше. Они же будут проводить бессонные ночи, выпивая блоки энергетиков, которые их спонсируют, и работать круглые сутки пытаться , чтобы успеть угнаться.

«Infiniti» награжден на Night Life Awards 2006…

Не смеши, это лишь вопрос цифр и связей. Она устраивается для того, чтобы снять денег с таких как «Infiniti». Все, кто за историю Night Life Awards что-то получал, платили деньги, у каждой номинации своя цена, и за счет этого премия финансируется. Мы сами можем придумать свою премию, назвав себя лучшими, и найдутся люди, которые в это поверят, а потом будут рассказывать другим, что мы победили и вообще самые крутые. Еще можем голословно заявить, что Private Pro вошли в пятерку лучших промо-команд мира, и в это кто-то поверит. Но у нас другие принципы — мы стараемся быть честными перед друзьями и уважительно относиться к своим оппонентам.

Хип-хоп в США — это обязательно негры в золоте на дорогих авто, которые они заработали торговлей оружием или наркотиками. Как ты считаешь?

Это все не так, и конкретно каждым исполнителем занимается своя рекорд компания, которая его пиарит: 50 Cents — наркоторговец, в которого 9 раз стреляли, но он выжил, стал крутым и теперь занимается хип-хопом. Бред. Каждому придумывают красивую легенду, чтобы он нравился девочкам и вызывал уважение у парней с целью успешно продать готовый продукт.

В России есть талантливые артисты?

Да, конечно. Отдельная история — проект Серега. Пару лет назад я случайно скачал в интернете его первую песню «Ляля». Послушал и обалдел, было настолько круто для того времени — человек выдавал на эмоциях, и я поверил, что у российского хип-хопа есть будущее в отличие от вяло «жующих» свои телеги реперов в ротации радио Next, слушать которое печально. Как только вышел его первый альбом, я купил сразу, и там действительно были крутейшие хиты, кроме «Черного Бумера» конечно, с текстами актуальными для России. У Сереги был пацанский стиль, как раз то, что любят люди, и главное, что он был и сам такой. Для рэперов главное — stay true, оставайся честным перед собой и аудиторией. Второй альбом Сереги, который я также купил, жалкое зрелище, где человек пытается под кого-то закосить. Когда он оставался самим собой, то был крутым, но сейчас появились какие-то «понты», которые ему несвойственны. Это скоро поймут и Серегу начнут презирать обычные люди, в то время, как VIP прослойка его никогда не примет. Над ним просто начнут смеяться. Второй альбом я считаю провалом.

В двух словах о других?

Я бы выделил Лигалайза — он реально офигенный исполнитель, сам пишет крутые тексты и может четырьмя строчками выразить гораздо больше, чем многие целой песней. Жду его новый альбом и, надеюсь, не разочаруюсь как от Сереги. Лигалайз такой артист, который своей лирикой сам сделал себя популярным, долго работал в андеграунде, и рано или поздно о нем должны были узнать. Среди других заслуженных: Каста, Драго, Вистанция — будущее за такими как они.

Открытие в ближайшее время в к/т «Октябрь» нового r’n’b клуба «Black October Bar», заниматься которым будут VIP 77, на твой взгляд отразится на посещаемости «One 1More»?

Работая рядом с нами, они привлекут к нам еще больше гостей. В «ВОВ» пойдут те, кто не попал в «One 1More», а от них к нам сможет попасть лишь основная VIP аудитория, которая, почувствовав неповторимую атмосферу клуба, останется с нами.

Что влияет на развитие r’n’b культуры в целом?

Качественный национальный хип-хоп. Если не будет талантливых артистов, то рано или поздно от этого направления отвернутся. Культуру в массу несут исполнители, и Сереге надо отдать должное — он показал стране российскую специфику хип-хопа, заставив ее сделать шаг вперед, только вторым своим альбомом сам шагнул на 10 назад. Спасибо ему, но до его нового альбома о нем стоит забыть.

Один из самых популярных проектов в стране — Децл.

У Децла только сейчас появляются интересные песни. Это не удивительно — за десять лет можно и медведя на роликовых коньках научить кататься. В самом начале своей деятельности со стороны хип-хопа его творчество было детским лепетом. Ребенок рассказывает тебе про жизнь — смешно. В Америке это негры в шрамах и татуировках, пусть даже нарисованных, и ты им веришь, потому что они работают с энергетикой как настоящие актеры, а у нас олицетворением хип-хопа был ребенок — Децл. Из-за него люди и высмеивали эту культуру долгое время.

Ты можешь рассказать, что ждет r’n’b в будущем?

И кроме США появляются хорошие исполнители, основная масса которых сейчас живет в Европе. Они реально прикольные, многое берут у черных, но делают грамотно, качественно и у них есть особый кач, не пустое желание выделиться. На мой взгляд будущее за появлением таких артистов. Что же касается нашей страны, направление r’n’b шагает по остальной России, и хорошие исполнители есть не только в Москве.

Ну а деятельность Private Pro несет какой-то вклад?

Деятельность любой промо-команды влияет не в той мере, как об этом кричит Толмацкий. Хип-хоп создается людьми, кто по-настоящему живет культурой, а команды просто содействуют в раскрутке артистов, приглашая на выступления в клубы. Творчество исполнителей может побуждать людей на какие-то поступки или что-то еще, тем самым количество приверженцев у хип-хопа растет. Private Pro также содействуют продвижению: МС Rom$, читающий на трех языках реальным черным голосом, диджеи Nicky Jazz, Kay и Mike, вокалистка Alyona Roxis — все они устраивают шоу на наших вечеринках. Всем поклонникам r’n’b советую быть позитивными и посещать только качественные вечеринки. Когда получаете пригласительный или флаер на вечеринку, обязательно обращайте внимание на название промо-группы — это главное. Stay true!